Лариса Баянкина
Методика словарной работы на уроках алтайского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его устная и письменная речь. Обучая учащихся алтайскому языку, совершенствуя их навыки владения языком, учитель должен
1) максимально, с учетом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;
2) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием различных жанров и стилей.
Публикация «Методика словарной работы на уроках алтайского языка» размещена в разделах
С этой важной проблемой в ее общем виде связаны более частные методические проблемы : вопрос об отборе словарного материала для первоочередного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приемах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приемов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка. При организации работы над словарем следует исходить из следующих положений:
1. Работа над словарем имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов.
3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления.
4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.
Понять значение слова очень нелегко. Поэтому выполнение упражнений, направленных на понимание значения слова, необходимая работа на уроках.
Знакомясь с новым словом, ребенок должен, во-первых, услышать это слово, во-вторых, правильно произнести, в третьих, усвоить его формы. Ему легче будет составлять словосочетания и предложения.
Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения:
1. Запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении (таким образом, слово воспринимается и зрением и на слух).
2. Упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия;
3. Составление предложений с новым словом в его разных значениях;
4. Введение в орфографические упражнения новых слов;
5. Творческие работы с вновь усвоенными словами.
6. Ведение словарей.
С целью воспитания у учащихся навыка внимательного отношения к
незнакомым словам полезно время от времени проводить упражнения следующего характера: перед упражнением, когда учащиеся имеют дело с тем или иным текстом, предлагается предварительно прочитать его и назвать незнакомые или не совсем понятные слова. Значение таких слов объясняется здесь же учителем или другими учащимися. По выполнении упражнения учитель возвращается к этим словам и спрашивает отдельных учащихся, как
они понимают названные им слова. Во многих случаях учитель сам до чтения произведения или до диктанта или изложения должен выбрать из текста слова, которые, по его мнению, могут быть не поняты учащимися, и объяснить их значение заранее. Объяснение непонятных слов должно быть доходчивым, по возможности простым по языку.
Значения слов могут быть раскрыты путем:
а) показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод;
б) расчленения понятия, указания на его признаки, перечисление их;
в) введения слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте
или фразе значение слова выступает ярче, отчетливее; этому помогают и те слова, которые с ним сочетаются – так называемая лексическая сочетаемость,
а также путем дописывания предложений;
г) синонимической замены слова;
д) сравнения и сопоставления (действий, предметов, качеств) по сходству (близких по значению слов); различию (противопоставления – антонимии)
е) справок в словарях;
ж) прямого вопроса: что такое?
В современных условиях модернизации школы появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Возникает проблема готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе. Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – перевода ребенка на позицию субъекта.
Используя на своих уроках некоторые приемы формирования критического мышления, я и мои ученики получаем большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания.
Работа в группах развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность каждого и чувство коллективной ответственности. В конце любого урока виден практический результат, т. е. насколько понят и усвоен материал каждым учеником.
Часто применяю на уроках ассоциации. Работа заключается в следующем:
1. Пишем ключевое слово на доске.
2. Слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову, записываются вокруг основного слова.
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
В качестве ключевого слова могут быть использованы слова любой части речи. Но что было записано должно быть потом применено. Ассоциации идут свободным потоком, превращаются в ключевые слова, намечаются первые взаимосвязи. На этом этапе, исходя из основного слова, в ассоциациях раскрывается тема, история. Только после этого формируется предложение, структурируется текст. Используя составленную карту, учащиеся могут написать небольшое сочинение.
Умелое использование занимательных материалов на уроках воспитывает у школьников любовь к алтайскому языку, обогащает их словарный запас, способствует активизации познавательной деятельности, повышает качество знаний.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ним; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету» - писал К. Д Ушинский. /Собрание сочинений М., 1949, т. 6, с. 267/.Поэтому желательно, чтобы учащимся не было дано ни одного слова без соответствующего восприятия (предмета, ощущения) и ни одного восприятия без соответствующего названия.
Баянкина Лариса Петровна
учитель алтайского языка
МОУ «Теньгинская СОШ»