Акимова Наталья Анатольевна
Методика руководства театрализованными играми с целью развития связной речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Методика руководства театрализованными играми
с целью развития связной речи дошкольника.
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Публикация «Методика руководства театрализованными играми с целью развития связной речи дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В работе придерживаюсь следующих рекомендаций:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной дея-тельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (исполь-зование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художест-венному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми.
Во время занятий я внимательно выслушиваю ответы и предложения детей. Если они не отвечают, то не требую объяснений, перехожу к действиям с персонажем. При зна-комстве детей с героями произведений выделяю время на то, чтобы они могли подейст-вовать или поговорить с ними. Я спрашиваю, у кого получилось похоже и почему, стараюсь избегать вопроса: у кого лучше.
Нужно помнить, что воспитателю самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому пре-вращению, т. е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса воспитателя - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Стараюсь также выполнять такие основные требования к организации театрализованных игр :
- содержание и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театра-лизованной игры.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образо-вательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности.
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное со-стояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.
На речевых занятиях у детей развиваю четкую дикцию, веду работу над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; знакомлю детей с литературным произведением к постановке спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности рассматриваем репродукции картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, дети учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаковосимволической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
В работе использую театрализованные игры и упражнения. Они должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываем этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, используем речевые упражнения, проводим репетиционную работу.
В работа по развитию творческого воображения посредством театрализованной деятельности можно отметить:
- специфичность,так как она объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и худо-жественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексность, она предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными вида-ми искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;
- импровизационность, согласно которой театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к ориги-нальности;
- интегративность, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Первый этап. Углубление художественного восприятия литературного текста (содер-жание, смысловой и эмоциональный подтекст, образность) с целью обогащения позна-вательного, эмоционального опыта по теме и идее произведения для театрализации на за-нятиях по познавательному, речевому, изобразительному, музыкальному развитию детей в соответствии с содержанием литературного произведения. В совместной деятельности воспитателя и детей провожу ознакомление с текстом, работу по углублению восприятия (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудио-записей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр.). Предметно-развивающая среда стимулирует интерес к общению с книгой.
Второй этап. Здесь я беру за основу развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Основным методом выступают образно-игровые этюды. Углублению понимания детьми героев литературного произведения, мотивов их поступков, состояний и настроений способствуют занятия всех типов, подвижные игры с текстами, лексические упражнения, рассматривание разных видов наглядности и т. д. Предметно-развивающая среда обеспечивает самостоятельную игровую и художественную деятельность детей на основе текста.
Третий этап. Творчество ребенка в речевой, игровой и др. видах художественной дея-тельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», артист», «сценарист-ре-жиссер», оформитель-костюмер» на занятиях по изобразительной деятельности (коллек-тивное рисование афиш, изготовление приглашений, в совместной деятельности вос-питателей и детей. В старшей группе целесообразна углубленная работа по развитию ре-чевого творчества. Творчество в самостоятельной игровой и речевой деятельности стимулируется предметной средой.
Организованная работа способствует тому, что театрализованная игра станет сред-ством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутвер-ждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.
Таким образом, вся работа направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают вы-раженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.