Папки-передвижки

Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни

Слепцова Юлия Геннадьевна
Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Значение сюжетно – ролевых игр в воспитании дружеских отношений детей пятого года жизни.

Пятый год жизни – период интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни» размещена в разделах

Дети 4–5 лет продолжают проигрывать действия с предметами в соответствии с реальной действительностью: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребенок подвозит экскаватор к грузовичку другого и высыпает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей: «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку»(подразумевает куклу).

Дети становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течении года они могут меняться несколько раз, все более ярко проявляется предпочтение к играм одного пола. В игре дети "отрабатывают" различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки - девочек, да и игры мальчиков и девочек различны.

Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Сюжетно - ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.

Общаясь между собой в игре, дети радуются, огорчаются, учатся решать возникшие конфликтные ситуации. Дети учатся самостоятельно взаимодействовать друг с другом, распределять роли, уступать друг другу, решать возникшие конфликты, развивается целостная картина мира, расширяется и пополняется словарный запас детей. Дети усваивают нормы правил поведения как со сверстниками, так и со взрослыми. Играя в сюжетно-ролевые игры, они проживают, пропускают через себя различные бытовые, производственные, развлекательные ситуации которые не пройдут бесследно в дальнейшем.

Все вышеизложенное еще раз доказывает, что сюжетно-ролевая игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Сюжетно-ролевая игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.

Особенности сюжетно – ролевых игр детей пятого года жизни с учетом сформированности

игровой деятельности по программе «От рождения до школы»

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который в отличии от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также о способах ее достижения.

Возраст 5 лет является периодом расцвета сюжетно-ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного Образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Программа «От рождения до школы» и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к рекомендованной министерством образования «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Основные цели и задачи развития игровой деятельности программы «От рождения до школы»:

Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры.

Развитие у детей интереса к различным видам игр.

Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).

Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Анализируя данные задачи можно дать характеристику сформированности сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте.

Развивается и обогащается сюжет игр; используют косвенные методы руководства, учатся самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содержащих 2–3 роли, совершенствуется умение детей объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивается умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Создают постройки разной конструктивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в 2–3 этажа, широкий мост для проезда автомобилей или поездов, идущих в двух направлениях, и др.)Учатся договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Расширяется область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развиваются социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

Приемы руководства сюжетно – ролевыми играми на разных этапах участия воспитателя.

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Руководство игрой – тип педагогического взаимодействия, направленный па передачу детям способов игровой деятельности. Управление – косвенные методы воздействия на игру.

Руководство – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.

Такие авторы, как А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослых. Они раскрыли три направления руководства:

приёмы, направленные на формирование игры;

приёмы, связанные с формированием инициативы и творчества;

приёмы, направленные на формирование взаимоотношений.

Названные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приёмы);

участие в игре (совет, напоминание и т. д.).

Т. М. Бабунова предлагает следующие приёмы руководства.

Обучение игровым действиям через развёртывание игровой деятельности.

Исполнение воспитателем главной роли.

Организация игр по сюжету, разработанному воспитателем.

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Сюрпризное появление шутки.

Создание воображаемой ситуации.

Совет, напоминание.

Обновление игровых зон.

Введение игрового тренинга, правил поведения.

Разыгрывание воображаемой ситуации.

Внесение образных игрушек.

Для того чтобы данные методы и приемы руководства сюжетно – ролевой игрой можно было легко осуществить, существуют некоторые педагогические рекомендации:

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной.

3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.

4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Публикации по теме:

Физкультурный досуг для детей пятого года жизни Цель: Познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча. Задачи: 1. Обобщить знания детей о различных видах мячей и их применений.

Конспект родительского собрания в средней группе «Возрастные особенности детей пятого года жизни» Цель: - расширение контакта между педагогом и родителями; Задачи: - рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года.

Консультация «Развитие речи детей пятого года жизни» Развитие речи детей пятого года жизни. Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых.

Новогодний утренник для детей пятого года жизни «Волшебные приключения» Новогодний утренник для пятого года жизни. «Волшебные приключения» Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята! Здравствуйте, лесные зверята.

Педагогический опыт воспитателя. «Воспитание умения организовать самостоятельную игровую деятельность детей пятого года жизни» Актуальность опыта. Все мы хотим, чтоб дети к нам приходили умные, послушные, активные творческие, но к сожалению таких детей, с каждым.

Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) Картотека игр для планирования. Источник: Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. У дошкольников старшей группы развивается содержание.

Сюжетно-ролевые игры для детей. Собираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды,.

Сюжетно — ролевые игры для детей 4–5 лет Сюжетно – ролевые игры для детей 4 -5 лет Магазин Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспиты-вать.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни
Опубликовано: 8 февраля 2017 в 14:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевые игры детей пятого года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Слепцова Юлия Геннадьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД