Ирина Архипович
Методика «Развитие личности ребёнка посредством взаимодействия с объектами окружающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Методика
«Развитие личности ребенка через взаимодействие с объектами окружающей среды»
.
Составитель
социальный педагог
Архипович И. Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества,
Публикация «Методика „Развитие личности ребёнка посредством взаимодействия с объектами окружающей среды“» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.
Цель данной методики – повышение социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка в современных условиях.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
2. Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождения ребенка в новую самостоятельную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция).
3. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности; укрепление духовных связей воспитывающих и воспитуемых.
4. Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.
5. Тесная связь с жизнью коллектива, страны.
Принципы построения методики :
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
2. Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
4. Изучение интересов и потребностей детей.
5. Практическое участие и наглядное оформление.
6. Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению старших дошкольников. К ним относятся:
- придание обучению развивающего характера;
- обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания;
- интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Разделы методики содержат актуальные познавательные темы, направленные на повышение уровня социально-психологической ориентации ребенка в современных условиях жизни.
Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности.
Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога:
- совместная деятельность детей;
- игры;
- самостоятельная деятельность;
- упражнения и другие.
Методика включает 3 основных блока:
1 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа страны, края, города. Профессиональные особенности деятельности страны, края, города.
2 блок: «Я и моё окружение». Межличностные отношения в обществе (детском коллективе) : понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях; развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.
Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Формирование основ здорового образа жизни.
3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».
Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», основными положениями «Семейного кодекса РФ», с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).
По завершению к концу учебного года дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- ознакомиться с понятием Планета Земля и иметь представление о людях, населяющих нашу планету;
- иметь представления о своей стране, её символике, государственных праздниках;
- иметь представление о родном крае, городе, его обычаях, традициях. О труде людей на территории нашего края;
- изучить основы здорового образа жизни;
- иметь представления о полоролевых отношениях в обществе;
- ознакомиться с различными видами профессий;
- освоить основы по организации безопасности жизнедеятельность;
- иметь представления о различных законодательных документах, обеспечивающих защиту прав и обязанностей детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баряева Л., Герасимова Е. «Родник». Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста// Дошкольное воспитание. – 2002. № 5 – с. 22
2. Ванюшкина Л. Мир, открываемый заново// Дошкольное воспитание.
– 2003. № 5 – с. 28
3. Герасимова З., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай!»//Дошкольное воспитание. – 2001. № 12 – с. 47
4. Гризик Т. Познаю мир// Дошкольное воспитание. – 2001. № 11 – с. 7
5. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М. : «Линка-Пресс», 2000 г. – 224 с.
6. О новых актуальных программах по дошкольному образованию// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с. 4
7. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с. 12
8. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
9. Юхина Т. В. Программа социализации личности ребенка.