Полина Чебанова
Проведение с педагогами ДОО тестирования по методике «Психологический портрет учителя» Г. В. Резапкина
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Психологический портрет учителя»
Г. В. Резапкина
Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обеспечить это становление. В каждой школе есть люди, способные к профессиональному и личностному росту, свободные от догм и стереотипов. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря этим учителям ученики идут на уроки не с отвращением и страхом, а с интересом и удовольствием. Эти учителя получают удовольствие от своей работы. Изучение их личностных особенностей, а также анализ результатов отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволило выделить блок профессионально важных качеств, среди которых - приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
Публикация «Проведение с педагогами ДОО тестирования по методике „Психологический портрет учителя“ Г, В, Резапкина» размещена в разделах
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, стремится помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.
Суммируя качества, необходимые для эффективной работы учителя, выделим следующие:
1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности
2. Благополучное психоэмоциональное состояние
3. Позитивное самовосприятие
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения
5. Ответственность
Все эти параметры можно выявить с помощью методики "Психологический портрет учителя", в основу которой легли представления автора о хорошем учителе, подкрепленные отечественными и зарубежными исследованиями об эффективности преподавательской деятельности и собственным многолетним опытом работы в школе.
Теоретические основы методики - учение А. А. Ухтомского о доминанте, труды В. Сухомлинского, духовно-ориентированная психология Т. А. Флоренской, Я-концепция Р. Бернса, подходы У. Джеймса, А. Маслоу, К. Роджерса, Т. Гордона.
В новую версию методики включена шкала удовлетворенность трудом, которая косвенным образом выявляет интерес учителя к своей работе, профессиональную мотивацию, удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками и руководством, условиями труда (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Интегральная удовлетворенность трудом/ Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп).
Из новой версии методики исключена шкала социальной желательности, поэтому ее достоверность зависит от уровня самооценки и самопонимания самого учителя. Методика не может быть использована в административных целях - для оценки работы учителя, при аттестации, решении кадровых вопросов и т. д.
Человеку, способному к саморефлексии, методика "Психологический портрет учителя" поможет увидеть психологические причины профессиональных затруднений прежде, чем они станут очевидны окружающим, и принять решение - меняться самому, менять работу или оставить все, как есть. Это - только начало работы над собой. Продолжением может быть участие в тренинге развития профессионального самосознания.
Инструкция. Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам уточнить свой стиль преподавания и узнать некоторые личностные особенности. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте в соответствующей клетке крестиком или другим значком.
Образец бланка
ПЦ ПЭС СО СП УСК УТ
№ 1) 2) 3) № 1) 2) 3) № 1) 2) 3) № 1) 2) 3) № 1) 2) 3) № 1) 2) 3)
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36
37 38 39 40 41 42
43 44 45 46 47 48
49 50 51 52 53 54
55 56 57 58 59 60
1. В воспитании важнее всего
1) окружить ребенка теплотой и заботой;
2) уважительное отношение к старшим;
3) выработать у него определенные взгляды и умения.
2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок
1) да;
2) нет;
3) в зависимости от настроения.
3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю
1) интерес;
2) смущение;
3) раздражение.
4. Если класс не приведен в порядок,
1) моя реакция зависит от ситуации;
2) я не обращаю на это внимания;
3) я не могу начать урок.
5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой
1) часто;
2) в зависимости от ситуации;
3) редко.
6. Меня считают успешным профессионалом
1) да;
2) затрудняюсь ответить;
3) нет.
7. Для меня важнее
1) отношения с учениками;
2) с коллегами;
3) отношения с самим собой.
8. Меня утомляет интенсивное общение с людьми
1) да;
2) иногда;
3) нет.
9. Присутствие на уроке посторонних
1) воодушевляет меня;
2) никак не отражается на моей работе;
3) выбивает меня из колеи.
10. Я делаю замечание ребенку, нарушающему порядок в общественном месте
1) зависимости от ситуации;
2) нет;
3) обычно.
11. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
12. У меня сложились хорошие отношения с коллегами
1) да;
2) не со всеми;
3) нет.
13. Во время перемены я предпочитаю общаться
1) с учениками;
2) с коллегами;
3) лучше побыть в одиночестве.
14. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении
1) нет;
2) не всегда;
3) да.
15. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других
1) да;
2) нет;
3) не уверен.
16. Я предпочитаю работать под руководством человека, который
1) поддерживает мою инициативу;
2) не проявляет интереса к моей работе;
3) четко регламентирует мою работу.
17. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного
1) обычно;
2) иногда;
3) сомневаюсь.
18. Дома я рассказываю о своей работе
1) часто;
2) иногда;
3) нет.
19. Случайные встречи с учениками за пределами школы
1) доставляют мне удовольствие;
2) вызывают у меня чувство неловкости;
3) не вызывают у меня особых эмоций.
20. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливой (-ым) или несчастной (-ым)
1) часто;
2) редко;
3) никогда.
21. Замечания со стороны коллег и администрации
1) меня мало волнуют;
2) иногда задевают меня;
3) травмируют меня.
22. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана
1) в зависимости от ситуации;
2) предпочитаю импровизацию;
3) всегда.
23. Для меня очень важно признание моих успехов другими людьми
1) нет;
2) затрудняюсь с ответом;
3) да.
24. Я занимаюсь делом, которое соответствует моим способностям
1) да;
2) затрудняюсь с ответом;
3) нет.
25. Суждение, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть
1) принимаю;
2) не принимаю;
3) принимаю частично.
26. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких
1) да;
2) иногда;
3) хватает.
27. Мысль о предстоящей встрече с учениками или коллегами
1) доставляет мне удовольствие;
2) особых эмоций не вызывает;
3) меня тяготит.
28. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне
1) предпочитаю выяснить отношения;
2) игнорирую этот факт;
3) я плачу ему той же монетой.
29. От того, как воспитывают детей в семье, зависит
1) почти все;
2) кое-что;
3) ничего не зависит.
30. Я испытываю удовольствие, когда думаю о своей работе
1) обычно;
2) иногда;
3) никогда.
31. В работе для меня важнее всего
1) привязанность учеников;
2) признание коллег;
3) душевный комфорт.
32. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния
1) часто;
2) иногда;
3) не зависит.
33. В дружелюбном отношении со стороны коллег я не сомневаюсь
1) да;
2) затрудняюсь ответить;
3) нет.
34. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять
1) пытаюсь понять его точку зрения;
2) перевожу разговор на другую тему;
3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.
35. Если я захочу, я смогу расположить к себе любого
1) да;
2) в зависимости от ситуации;
3) вряд ли.
36. Меня устраивает организация труда в нашем коллективе
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
37. Если при мне незаслуженно наказывают ученика
1) я тут же заступлюсь за него;
2) один на один сделаю замечание коллеге;
3) сочту некорректным вмешиваться.
38. Работа дается мне ценой большого напряжения
1) да;
2) иногда;
3) нет.
39. У меня нет сомнений в своем профессионализме
1) да, сомнений нет;
2) затрудняюсь ответить;
3) есть сомнения.
40. По-моему, в школьном коллективе важнее всего
1) возможность работать творчески;
2) отсутствие конфликтов;
3) трудовая дисциплина.
41. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на "нет".
1) нет;
2) не знаю;
3) да.
42. Хорошая зарплата для меня - не главный мотив труда
1) да;
2) затрудняюсь ответить;
3) нет, главный.
43. Высказывание "Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит"
1) принимаю полностью;
2) не принимаю;
3) заставляет задуматься.
44. Мысли о работе мешают мне уснуть
1) часто;
2) редко;
3) никогда не мешают.
45. На собраниях и педсоветах я
1) часто выступаю по волнующим меня вопросам;
2) иногда выступаю по волнующим меня вопросам;
3) предпочитаю слушать других.
46. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика
1) нет;
2) затрудняюсь ответить;
3) да.
47. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом
1) да;
2) в некоторых случаях;
3) нет.
48. Ситуации, когда мне не удается выполнить всю возложенную на меня работу, бывают
1) крайне редко;
2) время от времени;
3) часто.
49. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками
1) да;
2) нет;
3) иногда.
50. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями
1) редко;
2) обычно;
3) всегда.
51. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных
1) да;
2) не помню;
3) нет.
52. Непредвиденные ситуации на уроках
1) можно эффектно использовать;
2) лучше игнорировать;
3) только мешают учебному процессу.
53. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине
1) да;
2) не всегда;
3) нет.
54. Я получаю удовольствие от работы
1) да;
2) временами;
3) нет.
55. В конфликте между учителем и учеником я в душе встаю на сторону
1) ученика;
2) учителя;
3) сохраняю нейтралитет.
56. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем
1) как правило;
2) не обязательно;
3) проблем со здоровьем нет.
57. Мои ученики относятся ко мне с симпатией
1) да;
2) не все;
3) не знаю.
58. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными
1) вызывают;
2) не знаю;
3) не вызывают.
59. Успех зависит от способностей и трудолюбия, а не от удачного стечения обстоятельств
1) да;
2) затрудняюсь ответить;
3) нет.
60. Руководство обычно принимает и поддерживает мои идеи
1) да;
2) иногда;
3) нет.
Преобладание одного из трех вариантов ответа (более пяти выборов) в каждой из шести шкал дает основание отнести поведение учителя, его чувства и реакции к определенной группе, обобщенные характеристики которой представлены в "Комментариях и интерпретации". Чем больше балл, тем выше степень соотнесения с интерпретацией. Если в двух столбцах из трех набрано одинаковое количество баллов (например, по четыре или по пять, значит, поведение сочетает признаки двух групп. Это может свидетельствовать о том, что поведенческие установки учителя окончательно не сформированы, он только ищет свой неповторимый профессиональный почерк. Другая возможная причина - разнообразие поведенческих стереотипов. В любом случае работа с методикой поможет оценить наличную модель профессионального поведения и выбрать оптимальную.
КОММЕНТАРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
1. ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПЦ)
Профессионально важные качества учителя - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.
1.1. Преобладание первого варианта говорит об особой значимости для учителя интересов и проблем школьников. В основе отношений лежит безусловное принятие учеников, которые безошибочно чувствуют человека, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На уроках такого учителя ученики чувствуют себя в безопасности и комфорте. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной работы и сохраняет психическое здоровье как учителя, так и учеников.
1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для учителя его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Учителя мало интересует внутренний мир ученика. В отношениях с таким учителем ученики ведут себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.
1.3. Преобладание третьего варианта говорит о "самодостаточности" учителя, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и учениками преобладает сдержанность, отчужденность, которая может быть вызвана как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением). Возможно, круг интересов учителя не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие возможности самореализации. Нередко в этом случае человек ищет опору в себе и вне школы.
2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (ПС)
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы.
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.
3. САМООЦЕНКА (С)
Самооценка, или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его "личная педагогическая философия" во многом определяются его самооценкой.
3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесные контакты и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.
3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие в равной степени всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты учитель преображается : он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в "полосе неудач" негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку, нередко за счет учеников. Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности учителя.
4. СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ (СП)
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия : побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или "попустительского" стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль работы учащихся ведет без системы, проявляет нерешительность, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для такого учителя характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.
4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию "сильного педагога". Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.
5. УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ (УСК)
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.
5.1. Преобладание первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной сформированности ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.
5.3. Преобладание третьего варианта говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Есть прямая зависимость между уровнем субъективного контроля учителя и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Учителя, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену "сгорания".
6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ (УТ)
Удовлетворенность трудом - общее понятие, отражающее степень душевного благополучия профессионала. Удовлетворенность трудом зависит от интереса к своей работе, личностных качеств человека, психологического климата в коллективе, условий работы, профессиональной успешности.
6.1. Преобладание первого варианта говорит о высокой степени удовлетворенности своим трудом, проявляющейся в интересе к процессу и результатам своей деятельности; конструктивных взаимоотношениях с коллегами и руководством, основанных на взаимоуважении. Уровень притязаний человека, удовлетворенного своим трудом, соответствует уровню его профессиональных достижений.
6.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточной удовлетворенности человека своим трудом, низкой профессиональной мотивации, слабом интересе к процессу и результатам своей профессиональной деятельности, трудностях трудовой адаптации.
6.3. Преобладание третьего варианта говорит о неудовлетворенности человека своим трудом, проявляющейся в отсутствии интереса к своей работе, демотивации, невозможности полноценной профессиональной самореализации на данном рабочем месте, проблемах трудовой адаптации. Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца "просчитать" с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать учителю "информацию к размышлению" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.
Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца "просчитать" с помощью самых хитроумных тестов. Такая цель и не ставилась. Задача данной методики - дать учителю "информацию к размышлению" - информацию не всегда приятную, порой не соответствующую собственным представлениям о себе и потому вызывающую раздражение. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим ученикам, но и к себе самому, она поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал.