Яна Дербуш
Методика по развитию речи «Карты Проппа»
▼ Скачать + Заказать документы
ыполнила:
Воспитатель в БОУ «Ворошиловская ОШ»
Дербуш Я. А.
Мастер- класс «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию».
-(1 слайд)
(2 слайд)-
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение творческому рассказыванию –важная составляющая этой деятельности. В процессе работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной речи.
Публикация «Методика по развитию речи „Карты Проппа“» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте.
(3 слайд)-
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
(4 слайд)-
Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970.
«Исторические корни волшебной сказки».
«Морфология волшебной сказки».
(5 слайд)-
Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов- функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
(6 слайд)-
Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28.
(7,8,9 слайды)-
Описание элементов-функций сказок
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла; хочет лететь, а крыльев нет («Лягушка- путешественница»).
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист). Убежала Маша к подружками…Выглянул петушок в окошко…
5. Вредительство (или враг начинает действовать). Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только этого и ждала…
6. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача (или способ достижения цели). Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Появление друга- помощника. Доброму делу всегда кто-то помогает.
9. Встреча с дарителем Появление персонажа, имеющего нечто волшебное…
10. Получение волшебного средства (самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки)
11. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…
12. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет
13. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты, или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты).
14. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
15. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился.
16. Прибытие домой.
17. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность
18. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.
19. Изобличение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.
19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
20. Мораль сей сказки. Нравственный итог сказки.
(10 слайд)-
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
• Герой – огуречик.
• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
• Вредитель – мышка.
• Вредительство – хвостик отгрызёт.
• Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогли карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнавали те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах.
Карты Проппа
Играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена»- перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять,
почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее?»- выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший- плохой»- в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
Например,
Емеля, его отрицательные качества- он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?»- вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных
(Скатерть- самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи»- в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого- либо героя.
(11 слайд)-
Игра называется "Примени символ к сказке"
На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.
(12 слайд)-
На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом
Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, такие карточки необходимо иметь для подсказки
Мы сейчас с вами тоже немного поиграем, но задачу несколько усложним… Мы будем играть без картинок - фрагментов. (Я показываю карту, а вы приводите пример из сказки).
(13 слайд)-
Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь
дети самостоятельно к символу подбирают сказки.
(14, 15 слайд)- Вот например дети подбирают к фрагментам из сказки функции.
(16 слайд)-
Для того, чтобы дети быстрее запомнили значения карточек, я решила привлечь их к изготовлению карт. В процессе изготовления ребята уже сами предпологали, что может означать данный символ. (17,18,19,20 слайды)-
(21слайд)-
Методика обучения
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
(22 слайд)-
2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа;
3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;
(23 слайд) Сказка «Кот, петух и лиса».
(24слайд)- Какие карты последуют дальше?
Вот, например дети самостоятельно выкладывали карты по сказке «Гуси – лебеди» (25 слайд)-
(26слайд)-
А далее происходит самая интересная работа- дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.
На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.
По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:
• найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
• самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
• выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
• найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.
Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т. д.). Похвали Бабу Ягу.
Затем детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки, самому быть внимательным при сочинении.
Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить. Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь», какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец?
(27слайд)-
С детьми оговариваются следующие положения:
• кто будет главным героем;
• кто будет мешать герою;
• кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
• придумать название к сказке;
• какие зачины и концовки будут использованы;
• придумывание сказочных слов и выражений;
• присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
А сейчас я вам прочитаю сказку, которую сочинили дети и кто – то желающий попробует разложить сюжет по картам.
Жили были Иван да Марья. Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать. А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее. А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже-Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Освободил он Марьюшку и жили они долго и счастливо.
В заключение небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей.
Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога.
(28 слайд)-
Результат:
– умение определять жанр произведения;
– дети запоминают последовательность событий;
– выделяют основное содержание сказки;
– выстраивают схему содержания, опираясь на карты Проппа;
– пересказывают знакомые и сочиняют новые сказки;
– чувствуют красоту и образность родного языка.
(29слайд)-
Спасибо за внимание!