Екатерина Пономарева
Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи»
Автор доклада: Пономарева Екатерина Костантиновна, воспитатель МБДОУ Детский сад №8 «Звездочка» города Няндома
1. Проблема
Необходимость формирования познавательной активности у дошкольников и педагогов в процессе воспитательно-образовательной работы и неумение применять соответствующие методы и приемы, побуждающие к активному творческому поиску.
Публикация «Интеллектуальные карты как средство развития памяти, внимания, мышления и речи» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
В процессе исследования проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста, возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях дошкольных учреждениях.
Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических методов, обеспечивающих развития связной речи у детей дошкольного возраста. Практика работы с детьми показывает, что связная речь детей недостаточно сформирована. Рассказы детей даже на близкую им тему, нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые и неполные, и поэтому я пришла к выводу, что самый оптимальный метод – это метод интеллектуальных карт.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте, побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации.
Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора : ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно. Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим образом :
Первое направление.
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление.
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается :
• наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
• привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
• запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
• своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
• творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
• возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
• Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
• Главная идея обводится в центре страницы.
• Лист располагается горизонтально.
• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
• Каждая мысль обводится.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Благодаря данной работе происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии.
Ребенок, работая интеллект-картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, умение анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение
интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей : развитие речи, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.