Татьянина Наталья
Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание.
Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.
Публикация «Методика формирования синтаксической стороны речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.
Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.
Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:
Что делает мама? (Читает)
Что делает собака? (Лает)
Что делают дети? (Поют)
Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Можно использовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.
Что девочка делает? – Девочка рисует.
Что делают ребята? – Ребята слушают радио.
Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.
Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение» :
Учитель учит кого? (Учеников)
Почтальон разносит что? (Письма, газеты)
Часовщик чинит что? (Часы)
Врач лечит кого? (Больных)
Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя.
Это кто? – Кошка.
Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…
. пушистая, – договаривают дети.
Что делает пушистая кошка?
Пушистая кошка. лежит на коврике.
Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.
Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).
В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.
Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка, фрукты (яблоки, апельсины, лимоны, животные (кошка, собака, корова, теленок, мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.
Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:
Мама купила в магазине морковь, лук.
У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.
Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).
Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:
В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.
В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.
Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.
Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство.
Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.
А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес)
А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес)
Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации:
«День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала).
«Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал)
Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.
Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.
Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).
Составление предложений на занятиях в младших группах, как отмечают многие практики, вызывает значительные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая воспитателям о своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.
Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.
Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.
В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они.», переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.
В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.
Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает, дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.
1. Мальчик делает лодочку.
Мальчик делает лодочку девочке.
Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.
2. Девочка рисует клоуна.
Девочка рисует клоуна карандашами.
Девочка рисует клоуна цветными карандашами.
Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.
Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет (рубить).
Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).
Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.
Кого ведут в детский сад?
Кого учит учитель?
Что рисует художник?
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то, служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.
Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.