Приложение МААМ

Методика педагогической диагностики качества настройки процессора системы кохлеарной имплантации

Зонтова Ольга
Методика педагогической диагностики качества настройки процессора системы кохлеарной имплантации
▼ Скачать + Заказать документы

МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

КАЧЕСТВА НАСТРОЙКИ ПРОЦЕССОРА

СИСТЕМЫ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

О. В. Зонтова

Серия специальных педагогических приемов диагностики адекватности настройки процессора у детей-инвалидов по слуху после кохлеарной имплантации включает шесть блоков ее реализации. Рассмотрим последовательно каждый из блоков.

1 блок – наблюдение

Публикация «Методика педагогической диагностики качества настройки процессора системы кохлеарной имплантации» размещена в разделах

Включал в себя сбор и анализ данных за тем, как ребенок реагирует на неречевые звуки окружающего мира пяти направлений, включающих по пять звуков различной частоты и громкости, наиболее часто встречающиеся в окружающем мире: бытовые (звонок телефона, сигнал микроволновки о готовности продукта, стук упавшего предмета, застегивающаяся молния на одежде/обуви, звук текущей струи воды, улицы (звук клаксона машины, стук колес поезда по рельсам, завывание ветра, капающий дождь, шум волн на море, голоса животных и птиц (мурлыкание кошки, лай собаки, мычание коровы, хрюканье свиньи, пение соловья, неречевые звуки человека (топот шагов, чихание, кашель, смех, свист, музыкальные инструменты (пианино, барабан, флейта, колокольчик, погремушка). Учитывать результаты восприятия этих звуков детьми после кохлеарной имплантации было предложено в слуховых альбомах, где они совместно с педагогом и родителями дорисовывали и записывали те звуки окружающего мира, на которые ребенок реагирует. В соответствующем слуховом альбоме зарисовывался предмет/явление, издающее неречевой звук, подписывалось к нему словосочетание по схеме: «что? + что делает?» и описывалось звукоподражанием. Кроме диагностического эффекта, такой альбом способствует реабилитации по развитию слухового восприятия: накапливает представления об окружающих звуках, расширяет словарь, понимание звукоподражаний. Такие звукоподражания с описанием характера звука можно использовать в дальнейшем для диагностики. Ребенку с помощью этих звукоподражаний будет легче объяснить и донести до специалиста по настройке свои звуковые ощущения.

2 блок – проверка дискомфорта

Проверку параметров дискомфорта важно проводить и учитывать для лучшей разборчивости речи, чтобы у ребенка не было негатива к воспринимаемым звукам и к ношению самого аппарата. Кроме того, наличие дискомфорта на громкие звуки ухудшает слуховое внимание и восприятие человека, маскируя тихие звуки утрированно усиленными громкими.

Проверка дискомфорта предполагает уточнение возможного наличия дискомфортного восприятия громких звуков во всем частотном диапазоне. Нами использовались два вида громких звуков: праздничный горн как громкий низкочастотный звук с максимальным пиком на 500 Гц; офисный звонок как громкий высокочастотный звук с максимальным пиком на 6000 Гц.

Другие звуки в других частотных диапазонах не использовали, т. к. сложно подобрать очень громкий звук более ограниченного и чистого спектра. Кроме того, мы старались подобрать максимально доступные для свободного доступа бытового пользователя звуки для возможного широкого транслирования нашей методики в педагогическую среду.

3 блок – регистрация условнорефлекторной двигательной реакции на звук

Наличия у ребенка после кохлеарной имплантации условнорефлекторной двигательной реакции на звуки различной частоты и громкости используется нами для установления способности слышать громкие звуки и воспринимать тихие звуки. Для педагогической оценки адекватности настройки процессора системы кохлеарной имплантации мы использовали речевые звуки различной частоты и громкости. Неречевые звуки нами не использовались, т. к. они являются более широкополосными и имеют пики интенсивности в различных частотных диапазонах. Нами использовались следующие речевые звуки: громкие низко-, средне- и высокочастотные звук, тихие низко-, средне- и высокочастотные звуки.

Таблица 2

Распределение звуков в частотных диапазонах

Громкие Тихие

Низкочастотные МУ

Пики: 200-700 Гц по

Пики: 200-3000 Гц

Среднечастотные ЛА

Пики: 1000-4000 Гц щ

Пики: 3000-5000 Гц

Высокочастотные СИ

Пики: 5000-7000 Гц сь

Пики: 4000-9000 Гц

При использовании предложенной методики нами оценивалось ответное действие ребенка на предложенный звук. Использовались следующие действия: бросить снежок на пол или в корзинку, положить ракушку в баночку с водой, нажать пальцем на кнопку. Также можно использовать комплект реабилитационных материалов «Занимаемся с Ушариком».

Рисунок 1

Выработка условнорефлекторной двигательной реакции на звук

Для тренировки способности слышать те или иные речевые звуки нами, прежде всего, проверялось наличие у ребенка после кохлеарной имплантации условнорефлекторной двигательной реакции на видимые (взмах флажком) и тактильно-вибрационно ощущаемые (стук по стулу, на котором сидит ребенок) сигналы; после этого – на громкие неречевые звуки (праздничный горн и офисный звонок). Если на все эти сигналы отмечалась положительная реакция, то мы предлагали ребенку после кохлеарной имплантации слушать сначала громкие речевые звуки различных частот (ПА, ЛА, СИ) на близком рабочем расстоянии (70 см. – 1 м). После этого предъявляли для восприятия ребенку тихие речевые звуки различных частот: сначала – на этом же расстоянии, потом – увеличивая до 6 м. Для учета реакций ребенка нами фиксировалось, как он слышит громкие и тихие речевые звуки различных частот на расстоянии 6 м. Отмечалось нами и отсутствие реакции.

4 блок – категоризация звуков по громкости

Умение категоризировать звуки по громкости мы использовали в нашей методике педагогической диагностики адекватности настройки процессора системы кохлеарной имплантации при выборе детьми из трех категорий: тихо, хорошо и громко. Основная задача этого блока состоит в том, чтобы в результате настройки физический слух ребенка с процессором воспринимал громкие звуки – громкими, тихие звуки – тихими, по частоте – в соответствующем диапазоне. После педагогического уточнения характера воспринимаемых речевых звуков – аудиолог сможет сделать коррекцию настройки процессора.

В режиме диагностики (до проведения собственно педагогического тестирования) важно проверить способность понимания ребенком этих категорий. Для этого можно использовать тактильно-вибрационные ощущения и схематическое изображение их силы: маленький кружок – тихие, слабая вибрация; большой кружок – громкие, сильная вибрация. Также можно использовать комплект реабилитационных материалов «Занимаемся с Ушариком».

Рисунок 2

Категоризация звуков по громкости

После четкого понимания того, что ребенок выполняет задание, можно приступать к выполнению диагностических заданий для настройки процессора. Педагогическая диагностика категоризации громкости предполагает уточнение у ребенка способности определять звуки по громкости. Эти категории мы рекомендуем использовать для звуков речи различных частот:

Низкочастотные Высокочастотные

Громкие А И

Тихие ш с

Задача ребенка при этом – показать тихие звуки различных частот (ш, с) на маленький круг, громкие звуки различных частот (А, И) – на большой круг.

5 блок – феномен ускоренного нарастания громкости

У всех людей с нарушенным слухом отмечается узкий динамический диапазон, что затрудняет слуховое восприятие звуков и разборчивость речи в целом. При узком динамическом диапазоне дети после громкого звука могут плохо слышать более тихий звук; в тихой среде неожиданно возникший громкий звук воспринимается как дискомфортный.

В рамках проведения методики педагогической диагностики адекватности настройки процессора системы кохлеарной имплантации нами рекомендуется оценить – слышит ли ребенок тихий речевой звук после громкого речевого звука. Для этого мы предложили использовать обратные слоги с тихим согласным звуком на конце: Ас, Ош, Ущ. Для восприятия на слух ребенку предъявляются изолированные звуки, прямые и обратные слоги во всех сочетаниях: А, О, У, с, ш, щ, Ас, сА, Ош, шО, Ущ, щУ. Дополнительно, для детей владеющих грамотой, - можно использовать таблички с буквами и слогами. Педагог произносит звуки и слоги утрированно: тихие – тихо, громкие – громко. Звуки произносятся за тканевым экраном, исключая реверберацию. Педагог располагается спереди от ребенка на обычном рабочем расстоянии. Ребенок повторяет, что слышит. Данная проба на феномен ускоренного нарастания громкости будет считаться положительна, если ребенок не дослышивает тихий согласный звук в обратном слоге, повторяя лишь гласный звук. Это значит, что отмечается ярко выраженный феномен ускоренного нарастания громкости.

6 блок – разборчивость речи

Целью адекватной настройки процессора у детей после кохлеарной имплантации является лучшая разборчивость речи. При проведении методики педагогической диагностики мы использовали оценку фонемного уровня разборчивости речи, т. е. способность ребенка после кохлеарной имплантации различать звуки речи различной громкости и частоты внутри каждого диапазона.

Исходя из данных литературы и собственного многолетнего практического опыта работы с детьми после кохлеарной имплантации, мы выявили, что сложнее всего различаются детьми: низкочастотные звуки, в т. ч. громкие; тихие звуки средних и высоких частот. Поэтому в рамках разработки методики педагогической оценки настройки процессора мы предложили использовать именно эти звуки:

Звуки используемой частоты Звуки используемой громкости Перечень используемых звуков

Низкочастотные Громкие О, У

Среднечастотные Тихие ш, щ

Высокочастотные Тихие с, сь

Педагог предлагал для восприятия ребенку на слух (за тканевым экраном спереди от микрофона процессора) пары звуков: низкочастотные громкие, среднечастотные тихие и высокочастотные тихие. Задача ребенка заключалась в различении пар звуков, при этом ребенок показывал на соответствующую произнесенному педагогом звуку букву при овладении основами грамоты или на соответствующую произнесенному педагогом звуку пиктограмму. При диагностике по пиктограммам предполагалась предварительная подготовка и изучение соотношения: звук – соответствующая пиктограмма.

Сведения об авторе:

Зонтова Ольга Викторовна

Учитель-дефектолог, ФГБУ СПб НИИ ЛОР МЗ РФ, ozontova@yandex.ru, +79818928647, СПб, 190013, Бронницкая 9, каб 418.

Рубрика ГСНТИ

14.29.01

Общие вопросы специальной (коррекционной) школы. Дефектология

Код ВАК

13.00.03 коррекционная педагогика

Публикации по теме:

Особенности психолого-педагогической диагностики РАС в дошкольном возрасте Критерии ранней диагностики Результаты исследований (К. С. Лебединской, О. С. Никольской, 1991 выявили как особенности клинико-психологической.

Аналитическая справка о результатах педагогической диагностики в детском саду Уважаемые коллеги! Свою справку выставила без конкретных цифр и процентов, ДОУ работает по программе "Детство" Всем успехов! Аналитическая.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование результатов психолого-педагогической диагностики при планировании и реализации ВОП Использую результаты психолого – педагогической диагностики при планировании и реализации ВОП, чтобы дифференцировать материал в соответствии.

Конспект занятия для детей после кохлеарной имплантации Я, Сапельникова Нина Михайловна, работаю в группе комбинированной направленности учителем-дефектологом. Для того, чтобы дети после кохлеарной.

Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию. Методика диагностики «Весёлая палитра» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Надежда» Методика диагностики «Весёлая.

Методы диагностики игровой деятельности детей В литературе можно найти различные методики диагностики игровой деятельности дошкольников. Так, по Д. Б. Эльконину можно выделить следующие.

Методы диагностики познавательных процессов дошкольников Методы диагностики познавательных процессов дошкольников Диагностика внимания 1. Отыскание чисел по таблице Шульте. Испытуемому предлагают.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Справка по итогам диагностики в средней группе СПРАВКА Согласно годовому плану в период с 10 октября по 20 ноября 2016 года была проведена диагностика развития познавательных психических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика педагогической диагностики качества настройки процессора системы кохлеарной имплантации
Опубликовано: 19 марта 2018 в 12:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика педагогической диагностики качества настройки процессора системы кохлеарной имплантации» (включая файлы) размещена пользователем Зонтова Ольга (УИ 1513034) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД