Валентина Фатеева
Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений с целью развития правильного звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
А. П. Усова отмечала: «Правильно организовать жизнь и деятельность детей - значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью».
Планирование дидактических игр и упражнений должно занимать значительное место в планировании всей образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия. Кроме того, в часы, отведенные для игр, дидактические игры и упражнения планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем коллективом, небольшими группами или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы так как: дидактические игры и упражнения кратковременны (10-20мин).
Публикация «Методика организации и проведения дидактических игр и упражнений с целью развития правильного звукопроизношения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень важно во все время игры и упражнения поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. При этом следует учитывать характер предстоящего занятия.
Перед физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует однообразного положения, желательны более активные словесные дидактические игры с двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени – время игры сокращается. Этого нельзя допускать.
Планируя дидактические игры и упражнения, педагогам необходимо заботиться об усложнении, расширении их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
При проведении непосредственно образовательной деятельности (НОД) используются те игры и упражнения, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.
При планировании дидактических игр и упражнений в образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры и упражнения, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей приложения умственных усилий.
Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.
Дидактические упражнения можно использовать и для проверки знаний и умений детей. Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях всеми детьми.
Чаще всего это проверяется дидактическим упражнением, в процессе которого, педагог устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Дидактические игры и упражнения – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно.
Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях.
В связи с тем, что дидактические игры и упражнения являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать их в индивидуальной работе с детьми. По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития детей.
Индивидуальная работа с детьми с использованием дидактической игры и упражнения может планироваться по всем видам и типам игр. Индивидуальные дидактические игры и упражнения, которые организует воспитатель, создают благоприятные условия для непосредственного контакта с ребенком, помогают глубже выяснить причины отставания ребенка, способствуют более активному упражнению в учебном материале.
В дидактических играх и упражнениях применяются знания, полученные на занятии, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию всех сторон личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости что, безусловно, увеличивает их значение.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т. е. играя – обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Особое внимание должно уделяться дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр и упражнений процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Разделяют дидактические игры по различным критериям. Есть несколько видов объединения обучающих игр.
По использованию материала:
- настольно-печатные – «ходилки», разрезные картинки, лото, домино;
- игры с предметами – природным материалом, мозаикой, народной игрушкой;
- словесные – «Краски», «Загадки».
По содержанию обучения и воспитания:
- по формированию математических представлений;
- сенсорные;
- словесные;
- по ознакомлению с природой;
- другие игры, которые несут в себе определенные воспитательные и образовательные задачи.
По виду деятельности:
- беседы;
- путешествия;
- загадки;
- поручения;
- предположения.
Дидактические игры и упражнения развивают речь детей : пополняют, и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре и упражнениях отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Совершенствуя речевой аппарат, игры и занятия начинаются с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек.
Дети очень любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в занятия включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого – либо или что – либо. Формируют быструю реакцию на слово. Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико – грамматических игр.
Основная цель планирования работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактических игр и упражнений.
Существует взаимосвязь между игровыми задачами, действиями и правилами. Игровые задачи определяют характер игровых действий. Правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. В связи с этим, ребенок в игре учится непреднамеренно.
Например.
Игры на расширение словарного запаса детей («Кто это?», «Отгадай и назови», «Мамы и их детки», «Домашние животные», «Зоопарк» и др.). Дидактическая задача этих игр – пополнение словарного запаса ребенка словами, обозначающими предметы (имена существительные, их признаки (имена прилагательные) и действия (глаголы). Игровые действия детей: правильно назвать предметы, домашних и диких животных и их детенышей, которые воспитатель описывает словами или показывает на картинках.
Составная часть общей культуры речи – звуковая культура речи. Она включает звуковое оформление слов и фраз: правильное произношение звуков, слов, тембр, громкость, ритм, темп и пр.
Игры на развитие звуковой культуры речи («Курочка и цыплята», «Угадай, кто кричит», «Послушай и повтори», «Кто хлопает?», «Самолет» и др.). Дидактическая задача этих игр – формирование правильного звукопроизношения, чёткого произнесение звуков, слов, фраз, и громкости речи. Игровые действия детей – угадывание имитация звуков, которые издают животные, предметы.
Фонематический слух – способность различать, выделять и воспроизводить различные звуки речи.
Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по звучанию», «Кто как поет?», «Барабан», «Колокольчик», «Лесные звуки», «Громко – тихо», «Чей это голос?» и др.). Дидактическая задача этих игр – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, воспитывать слуховое внимание, развивать интонационную выразительность. Игровые действия детей – определить на слух присутствие того или иного звука в слове, чётко воспроизвести его в своей речи, менять силу голоса, имитировать звуки предметов, животных (звукоподражание).
Игры на развитие грамматического строя речи («Назови игрушки», «Какой формы?», «Кто лишний?», «Кто в домике живет?», «Мало – много». «Договори слово» и др.). Дидактическая задача игр – обучение согласованию существительных и прилагательных в роде и числе, употреблению глаголов, правильным способам словообразования.
Игры на развитие связной речи («Ответь на вопрос», «В магазине», «Что ест собачка?», «Одевание куклы», «Прием гостей», «У кого что?», «Репка», «День рождение куклы» и др.). Дидактическая задача игр – упражнять детей в согласовании слов, словообразовании, составлении простых и сложных предложений, интонационной выразительности повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Игровые действия детей – назвать предмет, животное, человека, рассказать об основных его признаках, назвать действия, которые он совершает, составить предложения, ответить на вопросы, задать вопросы.
Итак, использование дидактических игр и упражнений способствует решению следующих задач:
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь;
- обогащать словарь;
- формировать грамматический строй языка и т. д.