Эльмира Холова
Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста.
Разработано Н. М. Аксариной, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной
Развитие ребёнка идё т неравномерно: в различные возрастные периоды, определённые умения формируются наиболее интенсивно. Так, возрастной период жизни малыша от 1 года до 2 лет можно условно разделить на 4 периода развития :
1г. 1мес. – 1г. 6мес. ;
1г. 4мес. – 1г. 6мес. ;
1г. 7мес. – 1г. 9мес. ;
Темочки:
1г. 10мес. – 2г.
На третьем году жизни выделяются два периода в развитии ребёнка :
2г. 1мес. – 2г. 6мес. ;
2г. 7мес. – 3г.
В каждом из них контролируется:
1. Понимание речи.
2. Активная речь.
3. Сенсорное развитие.
4. Игры и действия с предметами.
5. Изобразительная деятельность.
6. Конструктивная деятельность.
7. Степень развития общих движений.
8. Формирование навыков самостоятельности.
9. Поведение.
Помимо психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а так же индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребёнка.
Отклонения в поведении малыша могут быть результатом неправильных педагогических мер, применяемых родителями и воспитателями, но могут быть и симптомом заболевания. В этом случае необходимо проконсультироваться с врачом.
В процессе контроля за нервно-психическим развитием детей могут быть использованы следующие основные методы :
1) Беседа с матерью.
2) Наблюдение за ребёнком в группе (выявляющее особенности его
поведения).
3) Диагностика психического развития (выявление уровня НПР).
От обычного наблюдения метод диагностики отличается тем, что контроль проводится по единой методике, иногда с помощью какого-либо материала в определённой ситуации, которая максимально приближена к естественным условиям жизни малыша. Важно установить близкий контакт с ребёнком, взрослый своим отношением должен внушить малышу уверенность в том, что предложенное задание ему по силам. Однако поведение взрослого при диагностике не совсем обычно: ему полагается не обучать ребёнка чему-либо, а только умело выявлять уже сформированные умения, не прибегая к подсказкам.
Ребёнок, как правило, ждёт оценки со стороны взрослых. И если малыш хорошо справился с заданием, нужно похвалить его.
Если ребёнок не выполняет задание по какой-либо из линий своего периода развития, воспитатель проверяет уровень его знаний и умений по этой же линии, но на возраст ниже. Уровень развития движений может определяться на занятиях гимнастикой, навыки самостоятельности при выполнении режимных моментов.
Наблюдения за поведением детей проводятся ежедневно. В кризисные сроки результаты наблюдений заносятся в карту развития ребёнка.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так отмечаются опережение или задержка в развитии отдельных функций. За нормальное развитие ребёнка второго года жизни принимается формирование умений в пределах одного квартала, а на третьем году – в пределах полугодия.
Для сравнения детей разного уровня развития разработана количественная оценка в виде групп развития. При этом учитывается степень опережения или задержки в развитии ребёнка, количество выполняемых детьми заданий соответственно показателям.
По уровню развития дети распределены на три основные группы (четвёртая группа встречается редко и составляет примерно 1,25% детей).
В первой группе числятся дети с нормальным развитием, т. е. когда все показатели соответствуют календарному возрасту, а также с опережением развитии. Во вторую группу входят дети с первоначальной задержкой в развитии на один эпикризный срок (на втором году – 1 квартал, на третьем году – 1 полугодие). Третью группу составляют дети с более глубокой задержкой – на два эпикризных срока, а четвёртую с ещё большей задержкой – на три эпикризных срока.
В каждой группе определена степень опережения или задержки в развитии. В первой группе в первой группе опережение на один эпикризный срок – это ускоренное развитие; на два эпикризных срока – это высокое развитие. Во второй, третьей и четвёртой группе выявлены три степени задержки развития (в зависимости от количества несформированных навыков – линий задержки); I степень – 1-2, II – 3-4, III – 5-7 линий. В каждой группе выделены дети с негармоничным развитием. В I группе – дети с верхнегармоничнымразвитием (одна часть линий выше на 1, другая – на два эпикризных срока, во II – с негармоничным развитием (одна часть линий вышена 1, другая ниже на 1 эпикризный срок, в III группе – с нижнегармоничным развитием (одна часть линий ниже на 1 эпикризный срок, другая часть – на 2 эпикризных срока).
Во второй группе развития большую часть составляют дети с задержкой степени на 1-2 показателя, чаще всего это дети с первоначальной задержкой активной речи. Таких детей следует сразу же взять на учёт с целью их речевого развития. Дети третьей группы требуют особого внимания педагога, врача, логопеда, а четвёртой – обязательной консультации психоневролога.
В графе «Заключение» проставляется группа развития.
В графе «Назначения» указываются конкретные задания для ребёнка на следующий возрастной период и соответствие развития возрастной норме.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА.
I. Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
Бодрое – положительно относится к окружающему, реакции менее эмоционально окрашены, часто улыбается, смеётся, охотно контактирует с окружающими.
Спокойное – положительно относится к окружающему, реакции эмоционально окрашены, меньше контактирует с окружающими.
Раздражительное, возбуждённое состояние – имеют место аффективные вспышки возбуждения, конфликтность, могут наблюдаться озлобленность, крик.
Подавленное настроение – ребёнок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.
Неустойчивое – быстро переходит из одного состояния в другое, может весело смеяться и тут же заплакать, часто вступает в конфликты или замыкается.
II. Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
Засыпание – быстрое, медленное (более 15 минут, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
Характер сна - глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
Продолжительность – сон короткий, длительный, соответствующий возрасту.
III. Аппетит: хороший, неустойчивый, избирательное отношение к пище, плохой.
IV. Характер бодрствования: ребёнок активный, малоактивный, пассивный.
V. Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребё нка:
Социальные связи – контактен, доброжелателен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен в играх и т. д.
Познавательные способности – проявляет интерес к занятиям, окружающему, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосёт палец, раскачивается, грызёт ногти и пр.
ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
I. Факторы медико-биологического риска:
1. наличие наследственных заболеваний в семье;
2. пороки развития системы организма, врожденные
и рано приобретё нные:
- снижение слуха;
- снижение зрения;
- нарушения в строении и развитии опорно-двигательного
аппарата (мышечной системы и скелета);
- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
Мозговые грыжи и др.);
1. органическое поражение ЦНС и периферической НС:
- ДЦП, церебральные и спинальные параличи;
- гидроцефалия;
- энцефалопатия перинатальная;
2. психические заболевания (ранние проявления) :
- РДА;
- эпилепсия;
3. выраженная соматическая патология различной этиологии:
- пороки развития основных систем организма (порок сердца)
и хронические соматические заболевания;
- частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
(в том числе врождённый иммунодефицит);
II. Факторы биологического риска:
- недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
тела менее 1500 г;
- дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
- дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
- дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
III. Факторысоциальногориска:
4. наркомания и алкоголизмродителей;
5. малолетниеродители (моложе 17 лет);
6. детибеженцев;
7. стресс, пережитыйребёнком;
8. длительнаяразлука с матерью;
9. социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.
ВОЗРАСТНАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ С ГОДА ДО ТРЁХ ЛЕТ.
Возраст Факторыпсихическогоразвития
1г. 3 мес. 1. Произносит 20 и болееслов.
2. Выполняет 2 поручения.
3. Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
4. Держит ложку во время еды.
5. Ставит 5 кубиков один на другой.
6. Ходит сам, но часто падает.
1г. 6 мес. 1. Стремится связать 2 слова в предложение.
2. Хочетвсёделатьсамостоятельно.
3. Чиркает карандашом целенаправленно и старательно.
4. Пробуетсамостоятельноесть.
5. После наблюдения повторяет увиденное действие с игрушкой.
6. Ходитстабильно, редкопадает.
1г. 9 мес. 1. Называет пять изображений на рисунке.
2. Ищетпомощи у взрослых.
3. Чиркает карандашом в рамках листа.
4. Самостоятельноест.
5. Бросает мяч в ящик (корзину).
6. Пробуетбегать.
2года 1. Задаётпервыевопросы.
2. Общается с детьми.
3. Чиркает вертикальные и горизонтальные линии.
4. Регулируетотправлениефизиологическихпотребностей.
5. Пробуетловитьброшенныймяч.
6. Поднимается и спускается по лестнице с поддержкой.
2г. 6мес. 1. Задаётразличныевопросы.
2. Можетсвязнорассказывать.
3. Умеет чертить кривую, замкнутую линию.
4. Расстёгивает 3 пуговицы.
5. Бегаетзначительнолучше.
3 года 1. Можетсвязнорассказывать.
2. В игре входит в роль.
3. Рисует шар, яблоко и другие предметы.
4. Самраздевается и одевается.
5. Ставит 10 кубиков один на другой.
6. Поднимается и спускается по ступенькам без опоры.
КАРТА РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка ___
Дата рождения ___ Возраст при поступлении ___
Анамнез биологический ___
Анамнез социальный ___
Возраст Уровень нервно – психического развития Поведение Заключение Назначе
ния
Понимание
речи Активная
речь Сенсорное
развитие Игра Движение Навыки Конструиро-
вание ИЗО
1г. 3мес
1г. 6мес
1г9 мес
2 г.
2 г6мес
3 г.
Анамнез биологический – благополучное, неблагополучное течение беременности, родов
Анамнез социальный – полная (неполная) семья, микроклимат в семье, отношение к ребёнку, материальные и жилищно-бытовые условия.
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО- ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1 до 3- го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст Понимание Активнаяречь Сенсорное
развитие Игра и действия
с предметами Движения Навыки Конструктивная
деятельность Изобразительная деятельность
1г. 3 мес. Запас понимаемых слов быстро увеличивается Пользуетсялепетом, облегченнымисловами Ориентируется в 2-х предметах разной величины
(2 куба) Воспроизводит в игре разученные действия Ходитдолго, меняяположение Самостоятельно ест густую пищу Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых Оставляет карандашом след на бумаге
1 г. 6 мес. Отыскивает предметы по слову взрослого Пользуется словом в момент сильной заинтересованности Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту Перешагивает через препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу Ставит кирпичик на узкую грань Действует карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге
1 г. 9мес По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными. Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов Использует в игре предметы заменители Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола 15-20 см) Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) Воспроизводит
несложные
постройки Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа
2 года Понимает короткий рассказ (без показа) о событиях, многократно повторяющихся, имевших место в собственном опыте Пользуется предложениями из 3 –х слов Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов В игре воспроизводит ряд последовательных действий Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии
2 г. 6мес. Понимает рассказ (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации (курочка ряба) Пользуется многословными предложениями.
Где? Куда? Подбирает к образцу предметы 4-х цветов, ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения Приставным шагом преодолевает несложные препятствия Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не засте-гивает пуговицы) Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) Умеет рисовать кривую замкнутую линию
3 года Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы Пользуется сложными конструкциями с придаточными предложениями.
Почему? Когда? Называет 4-6 цветов. Использует по назначению геометрические тела Участвует в ролевыхиграх Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см Пользуется салфеткой при еде. Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого Делает сложные постройки (гараж, лестница, называет их Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)
Памятка-вопросник для оценки поведения детей
Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.
1. Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
2. Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен; реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
3. Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
4. Подавленное настроение. Ребенок вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
5. Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.
Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.
1. Засыпание. Медленное (более 10-15 минут, быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
2. Характер сна. Глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.
3. Длительностьсна. Короткий, длительный, соответствующий возрасту.
Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.
Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.
Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.
Социальные связи – контактен или застенчив, дружелюбен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен и т. п.
Познавательные способности – любознателен, проявляет ко всему интерес, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво (неустойчиво) и др.
Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.
Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается и др.
Карта нервно-
Оценка нервно-психического развития детей от 1года 3 месяцев до 3 лет
Группыразвития
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
1. Дети с нормальнымразвитием
2. Дети с опережением в развитии :
ускоренное развитие – на 1 эпикризный срок (на 2-ом году жизни эпикризный срок – 3 мес., на 3-ем году – 6 мес.);
высокое развитие – на 2 и более эпикризных сроков;
дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или многим показателям. 1. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок:
1-я степень: по 1-2 показателям;
2-я степень: по 3-4 показателя;
3-я степень: по 5-7 показателям.
2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок). 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:
1-я степень: по 1-2 показателям;
2-я степень: по 3-4 показателя;
3-я степень: по 5-7 показателям.
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме). 1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока:
1-я степень: по 1-2 показателям;
2-я степень: по 3-4 показателя;
3-я степень: по 5-7 показателям.
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответ-ствовать норме). 1. Дети с отставанием в развитии на 4-5 эпикриз-ных срока:
1-я степень: по 1-2 показателям;
2-я степень: по 3-4 показателя;
3-я степень: по 5-7 показателям.
2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответ-ствовать норме).
Показатели развития детей второго года жизни и диагностика
Линииразвития Показатели Методика выявления
1 год 3 месяца
Сенсорноеразвитие (С) Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба). Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослыйнепомогает.
Общиедвижения (О) Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется). Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения.
Игра (И) Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.). Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка (чашка) – предлагается покормить куклу.
Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика, при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать).
Нанизывает на стержень 4-5 колец (одной величины).
Ребенок должен выполнить все три действия.
Речьактивная (РА) Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»). Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами.
Речьпонимаемая (РП) Значительно увеличивается запас понимаемых слов. По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки (часы, машина, мячик, собака)
Находит предметы обуви, одежды.
Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать).
По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т. д.).
Ребеноквыполняетзадания.
Навыки (Н) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Частьпищиможетсъесть с помощьювзрослого.
1 год 6 месяцев
Сенсорноеразвитие (С) Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик). Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.
Ребеноквыполняетобазадания.
Общиедвижения (О) Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу). Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослыйможетпоказать.
Игра (И) Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т. д.). Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос».
Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.
Речьактивная (РА) В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы. Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, котенок, петушок или машина) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенокназываетпредметыоблегченноилиправильно («ля-ля», «кукла»).
Речьпонимаемая (РП) Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку (кошку) одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка (кошка?».
Навыки (Н) Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Во время кормления ребенок съедает жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).
1 год 9 месяцев
Сенсорноеразвитие (С) Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба). Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребеноксобираеткубысоответственновеличине (10 см, 7 см, 4 см).
Общиедвижения (О) Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см. Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого).
Игра (И) Строит «ворота», «скамейку», «домик». Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально).
Речьактивная (РА) Пользуется 2-х словнымипредложениями. Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать».
Речьпонимаемая (РП) Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают» и спросить: «Кто на картинке?», «Что делает?».
Ребенок может ответить одним словом.
Навыки (Н) Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого. Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные, туфли (расстегнутые, чулки. Взрослыйможетпомочьнемного.
2 года
Сенсорноеразвитие (С) По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.
Общиедвижения (О) Перешагиваниепрепятствия, чередуяшаг. На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослыйможетпоказать.
Игра (И) В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает. Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла, ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает.
Речьактивная (РА) Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми. Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словными предложениями).
Речьпонимаемая (РП) Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье). Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением.
Навыки (Н) Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам надевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь.