Маргарита Туршукова
Методика обучения технике квиллинга на мастер-классе
▼ Скачать + Заказать документы
]Декоративно-прикладная деятельность школьников в дополнительном образовании.
К возможностям декоративно-прикладного искусства художники-педагоги обратились во второй половине XX века. Ими доказано, что такие занятия несут в себе высокий как гуманистический, так и образовательный потенциал. Кроме этого, продукты детского творчества на этих занятиях имеют характерную, образную форму. Основой системы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству стал комплексный подход, суть которого заключается в изучении художественного наследия искусства, а также формировании эстетических качеств, духовных ценностей, развитии творческих способностей учащихся средствами и на примере декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Методика обучения технике квиллинга на мастер-классе» размещена в разделах
Большой потенциал творчества заключен в изобразительной деятельности детей. При изучении психолого-педагогической литературы по данной теме я опиралась на труды известных ученных, художников, педагогов - Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой и др. Я полагаю, что каждый вид изобразительной и декоративно-прикладной деятельности способствует развитию творческих способностей у обучающихся.
Искусство квиллинга очень нравится детям, и оно ими быстро и творчески осваивается. Ознакомившись с историей квиллинга и овладев основными технологическими этапами его выполнения, обучающиеся переходят от простых заданий к более сложным. Я задумалась над методикой преподавания данной техники в школе.
Ознакомившись с методиками преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и программами дополнительного художественного образования – программой Кузина В. С., программой Неменского Б. М., и программой Шпикаловой Т. Я.
По итогам анализа можно сказать, что художественной обработке бумаге в общеобразовательных учреждениях уделяется достаточно большое внимание. Школьники изучают выразительные возможности бумаги и основные приемы работы с ней, изучают плоскостную и объемную аппликацию, проходят основы моделирования, макетирования, конструирования из бумаги. Изучением конструирования из бумаги занимались многие ученые, такие как Лиштван З. В., Сафонова О. А, Пищикова Н. Г., Парамонова Л. А, Дыбина О. В.
Выполнение декоративно-прикладных работ в технике квиллинг широко ведется в дополнительном школьном образовании, представлено в методических рекомендациях для сферы дополнительного образования. Однако, именно этапы ознакомления обучающихся с техникой квиллинга на мастер-классах требует дополнительной методической разработки, так как это один из самых эффективных методов демонстрационного знакомства с художественным материалом – бумажной лентой и это имеет место в образовательной среде.
Квиллинг эффективно стимулирует развитие мелкой моторики пальцев рук обучающихся, развивает их внимание, усидчивость, аккуратность.
В современном образовательном процессе необходимо использовать технику бумажной филиграни как средство для развития тонкой ручной умелости и художественной занятости детей в кружках по художественной обработке бумаги.
Особенность организации кружковой работы по обучению школьников квиллингу состоит в том, что занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки, мелкую моторику пальцев рук при выполнении разных объектов – плоских, полу-объемных и объемных. Занятия квиллингом создают условия для развития способностей обучающихся к декоративно-прикладной деятельности, способствуют реализации замысла ребенка через изделие или композицию, что обеспечивает самоутверждение школьника через прикладную творческую деятельность.
Мастер-класс по своим педагогическим технологиям может быть проведен на занятиях в кружке, открытой аудитории, представлен в сети Интернет. Особенностью методического построения мастер-класса является то, что это занятие творческого вида, на котором уделяется большое внимание визуализации информации, демонстрируемым педагогическим действием по выполнению квиллинга. Такое широкое знакомство в аудитории с данной техникой призвана за короткое время познакомить с техникой квиллинга и с теми видами изделия из бумажной ленты, которые должны и показываться на этом мастер-классе.
Поэтому мастер-класс в дополнительном образовании распространен, способствует привлечению детей в дополнительное образование, расширяет за короткое время их представление об эффектных сторонах вида занятия мастер-класс.
Суть педагогических задач, которые присущие в процессе обучения художественной грамоте в системе дополнительного образования, применительных к мастер-классу, заключается в следующем:
- повышение роли художественного, эстетического воспитания средствами искусства, проведения мастер-класса, как наиболее активной формы привлечения внимания к виду декоративно-прикладного искусства – художественной обработки бумажной ленты приемом скручивания;
- развитие художественных и творческих способностей, образного мышления учащихся при ознакомлении с рациональными приемами скручивания бумаги на мастер-классе;
- развитие художественного восприятия, эстетических чувств при знакомстве школьников с лаконичным материалом – рисовой бумагой, наборами бумаги для квиллинга;
- привлечение школьников к творческому подходу при выборе тем для квиллинга и умений работать в течении проведения мастер-класса;
- развитие творческих способностей у школьников в активной работе с художественным материалом во время проведения мастер-класса;
-подготовка школьников к художественно-практической деятельности в открытой аудитории во время проведения мастер-класса на примере выполнения заданий по квиллингу.
Мастер-класс как оригинальная педагогическая технология – это не только место пробы сил для педагога и его учащихся, но и развитие творческого мышления у тех, кто присутствует на мастер-классе.
Надо сказать, что сегодня мастер-класс является не только распространенной, но и презентативной формой деятельности педагога, его творческим имиджем.
На мастер-классе происходит выявление склонностей и способностей учащихся, объединенных общими творческими интересами. Сущность мастер-классов заключается в том, что программа их проведения должна формироваться из разных тем, но в одном виде декоративно-прикладного искусства, тогда будет достигнут высокий результат.
Одним из наиболее эффективных современных способов обмена продуктами творчества и распространения инновационного педагогического опыта по праву остается мастер-класс.
Прокомментированный показ приемов работы в квиллинге становится важной частью проявления профессиональных качеств педагога. Через мастер-классы сегодня педагог в области декоративно-прикладного искусства, получает подлинное признание в профессиональной среде. В процессе проведения мастер-классов по одной теме возникает педагогическое сообщество, круг единомышленников по сохранению традиций декоративно-прикладного искусства через преподавание.
Именно в нашем предмете существует реальная необходимость в проведении мастер-классов в аудитории, а также проведение мастер-классов в выставочном пространстве, во время проведения дней открытых дверей в общеобразовательных учреждениях. Мастер-класс открывает индивидуальность художника–педагога, педагога дополнительного образования, открывает для обучающихся красоту изделий декоративно-прикладных искусств.
Итак, участники мастер-классов приобретают соответствующие практические навыки, заключающиеся в быстрых комментариях по выполнению роллов, что может быть представлено в серии учебных плакатов, технике выполнения различных изделий, привлечению большого количества заинтересованных лиц к этим видам прикладных работ из бумажной ленты.
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом (этим он схож с тренингом и семинаром). Поэтому данная форма наиболее эффективна, если её участники уже имеют подготовку в данной сфере деятельности. Демонстрируя технологию работы, педагог не только вовлекает обучающихся в практическую деятельность, он ещё и разъясняет смысл действий, акцентируя внимание на ключевых моментах технологической цепочки, а также отвечает на вопросы участников.
Главные достоинства мастер-классов состоят в том, что обучающимся эффективно передаётся практический опыт; обучение происходит в непринуждённой, свободной, интерактивной форме