МААМ-картинки

Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Наталья Харинская
Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу
▼ Скачать + Заказать документы

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказу

Все знают о важности развития связной речи в дошкольном периоде. Рассмотрим такую область работы по развитию правильной устной речи как пересказ.

Пересказ – осмысленное, связное воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Публикация «Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу» размещена в разделах

Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

В младшем дошкольном возрасте у детей ещё не развита монологическая речь, поэтому на занятиях не организуется пересказ как таковой, а проводятся подготовительные упражнения - воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, сочувствовать героям, обязательно отвечать на вопросы по произведению, доступно также «договаривание» - когда воспитатель начинает предложение, а ребенок произносит отдельные слова или целые предложения по тексту.

В средней группе уже проводятся специально организованные занятия по пересказыванию. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты, конечно, при помощи педагога. Проводится совместный пересказ с воспитателем («договаривание», отраженный – когда ребенок повторяет за педагогом фразы или постепенный пересказ по логическим частям, отражающим действия героев. Также хорошо себя зарекомендовали игры-драматизации по знакомым детям сказкам.

Дети 5-6 лет (старшая, подготовительная группа) при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. Они лучше воспринимают тексты, эмоционально осваивают их, свободнее ориентируются в литературном и языковом материале, прилагают волевые усилия к точному запоминанию.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

• небольшой объем

• доступное, понятное детям содержание, динамичное, эмоциональное, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными

• разнообразие жанров

• четкая композиция, т. е. последовательность действий.

• простой и грамотный язык с отсутствием сложных грамматических форм, но при этом с использованием разнообразных языковых средств, богатых определений и сравнений.

• Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности.

Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (чтение загадки, оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинок, иллюстраций, игрушки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Здесь уместно применять следующие приемы:

- беседа по произведению (о чем произведение, кто главные герои, оценка их поступков героев, вопросы на анализ языка произведения);

- лексико-грамматические упражнения на материале рассказа;

- использование пословиц, потешек и пр., способствующих пониманию содержания рассказа.

- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

- выделение из текста фраз к каждой картинке;

- придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

- или составление графического плана произведения

4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.

5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

6. Пересказ (3—7 человек) с опорой на картинки или графический план при активном руководстве воспитателя. Можно использовать более эмоциональные игровые приемы – «выступление» по телевизору, инсценировка рассказа по ролям и т. д.

7. Тактичный анализ пересказов детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста Первая младшая группа В I полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалом: • бумагой, краской • карандашом • кистью Обучает.

Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях .

Флешмоб как альтернативная инновационная методика обучения коммуникации детей с ОВЗ Сценарий танцевального флеш – моба Возможный реквизит: флажки, флаги, цветы, шары и т. д. Костюмы: футболки одного или разных цветов. Музыка:.

Игровая методика обучения детей английскому языкуИгровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.

Конструкт НОД по пересказу тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым» для детей старшего дошкольного возраста. Конструкт НОД по пересказу тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Пересказ.

Консультация для воспитателей на тему «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию» Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию» Дошкольное детство – время, когда.

Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах Методика обучения детей игре на детских музыкалъных инструменmax. Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах. Разные группы.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.

Методика закаливания детей младшего дошкольного возраста Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 10:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткая методика обучения детей дошкольного возраста пересказу» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Харинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД