Получи документы

Методика обучения основам математике

Надежда Кудрявцева
Методика обучения основам математике
▼ Скачать + Заказать документы

При изучении математики дети с синдромом Дауна сталкиваются с наибольшими трудностями. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Сегодня я хочу познакомить вас с мультисенсорным подходом к формированию математических представлений у детей с синдромом Дауна. С методикой «НУМИКОН»

Слайд№1 Что такое Нумикон?

Нумикон - Британская методика обучения основам математики, разработанная специально для детей с синдромом Дауна.

Публикация «Методика обучения основам математике» размещена в разделах

Слайд№2Нумикон- это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англиив конце 90-х годов для детей испытывающих трудности при изучении математики.

Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка- способность обучаться на практике и способность распознавать паттерны, то есть запоминать,а затем узнавать образцы и шаблоны.

Использование форм «Нумикона» позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка- слух, зрение, осязание, а также движение и речь.

Слайд№3 В программе «Нумекона» используется мульти-сенсорный подход, и применяются специальные наборы раздаточного материала. Фигуры, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используются только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. При выполнении различных действий с фигурками, когда дети сравнивают и соединяют их друг с другом, у них формируется собственное представление о числах и величинах.

В набор Нумикона входят:

-Формы-шаблоны (числа от 1 до 10 представленные пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета). Слайд№4

- числовая прамая, - схемы для наложения №5

разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал, нанизывание на шнурок, вставлять в отверстия форм шаблонов №6

- белые доски с пупырышками №7

- «волшебный мешочек» в котором дети на ощупь находят заданную форму. №8

-весы №9

-часы №10

Слайд№ 11 При работе с Нумиконом развиваются:

1. Творческие способности

2. Конструктивная деятельность

3. Графический навык

4. Математические представления

5. Речевая активность

Слайд№12 Развитие творческих способностей

С формами «Нумекона» можно увлекательно играть: доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка» .На первых этапах работы с шаблонами Нумикона дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая».

-обрисовывать

-раскрашивать через отверстия

-отпечатывать на глине или тесте

-взвешивать на весах

Возможности Нумекона очень разнообразны

Слайд №13-14 Дети конструируют из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей.

Слайд№15 Для детей с синдромом Дауна графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Используя графические задания развивается мелкая моторика детей и закрепляются усвоенные навыки, полученные во время практической деятельности с Нумиконом

Некоторые примеры заданий: Соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами. №16 Соединить одинаковые формы Нумикона. №17 Сложить и обвести из разных деталей Нумикона. №18 Обводят формы Нумикон цветными карандашами, раскрашивают их, играют в лото («Найди такую же нарисованную фигурку, как у тебя. №19 Выложи штырьки нужного цвета. Выкладывают и обводят «лесенки», №20 Нанизывание штырьков на шнурок

Слайд№21 В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны (запоминать) и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно так?

Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов,Слайд №22 можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично,Слайд№23 вы сразу видите, что их восемь.

Слайд№24 Опыт показывает, что числовой ряд из Нумикона усваивается ребёнком гораздо легче обычного цифрового ряда.

Слайд 25 Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один.

Слайд№26

Нумикон помогает усвоить:

1. Четные и нечетные числа

2. Соотнесения числа и количества

3. Наглядно сложение и вычитание

4. Состав чисел

5. Сравнение чисел

6. Арифметические действия с переходом через десяток

7. Понятие о временных представлениях

Слайд№27 С помощью пластинок Нумекона видна разница между четными и нечетными числами.

Слайд№28-29-30 Нумикон можно использовать для соотнесения числа и количества.

Слайд№-31 Чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, например 10. Мы продолжаем накладывать одни формы на другие, потом выкладываем рядом и обводим обе полученные формы. Когда обведенные формы убираем, «обсуждаем», что обведенные формы «одинаковые, такие же, значит одно число можно составить из других разных форм».

Слайд№-32 При объяснении состава числа например шесть мы складываем одни формы из других и таким образом наглядно показываем, как одно число можно составить при помощи других чисел;

Слайд№33 Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Очень трудно детям с синдромом Дауна дается сложение и вычитание даже в пределах первого десятка. С помощью форм Нумикона можно продемонстрировать вычитание. Так например, если нужно из пяти вычесть четыре, то есть узнать разность, то нужно светло-зеленую форму наложить на красную, и тогда сразу будет видна эта математическая разница, которая и составляет единицу. Другой способ: например, если от пяти нужно отнять один, то можно просто прикрыть единицу рукой, и тогда остается четыре единицы.

Слайд №34 Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат надо взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. На этом этапе вводятся слова «пример», «плюс», «минус», «равно» и педагог показывает ребенку, как можно записать пример цифрами.

Слайд №35 Для осуществления операций сложения и вычитания, в том числе и с переходом через десяток.

Слайд№36 При развитии временных представлений можно использовать настенные часы, дополненные формами Нумикона.

Изучая методику «Нумекона» я заинтересовалась. Купить набор этого наглядного материала мы не можем. Так-как он стоит более пяти тысяч. Решила изготовить из подручного материала своими руками. Изготовила не пластмассовые пластинки, а из картона. Сделала два вида «нумекона» :

1. классический Нумиком, тактильным ориентиром для ребенка здесь является количество дырок в форме.

2. Объемный вариант Нумикона. Тактильный ориентир здесь - не дырки, а выпуклые кружочки.

3. Вместо штырьков нарезала цветные фломастера и купили шнурки.

Изучая методику узнала о существовании нескольких этапов работы по системе Нумекон. Стала использовать эту методику в работе с Костей поэтапно. Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что ребенок много манипулирует и играет с деталями: смотрит на них, крутит в руках, надевает на пальчики, вылавливает из воды, ищет в коробке с крупой или песке. На игровом ознакомительном этапе сначала дала рассмотреть формы- шаблоны, покрутить на пальчике. Затем мы стали с ним играть, закапывали формы-шаблоны в песок и искали похожие. Один набор закопали в песке, а другой я показывала Косте и просила его найти такую-же. Косте очень понравилось играть. Слайд №37-38

Так-же на этом этапе использовали волшебный мешочек. Спрятали в него уже объемный вариант форм-шаблона Нумекона. Просила на ощупь достать самую большую и самую маленькую форму. Слайд №39-40

При выполнении задания нанизывание на шнурок штырька я подавала Косте штырьки, называя цвет, а он нанизывал их на шнурок. Ему это очень понравилось. После выполнения задания, складывая штырьки в коробку, он начал дуть в штырек. При работе со штырьками можно развивать не только мелкую моторику, но и выполнять дыхательную гимнастику. Слайд №41-42

Попробовали этап конструирования. Из форм- шаблонов составляли лесенку, но не по счету дырочек, а по величине. Костю очень заинтересовали дырочки. Слайд №43 Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т. е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т. е. происходит подготовка к сложению и вычитанию.

Существует еще два этапа обучения «Этап обучения счету». С этими этапами мы еще не работали. На Этап обучения счету вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», дети с помощью взрослого показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т. п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего дырок?»

Этап сложения, вычитания

Операция сложения с помощью методики Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?». С этим этапом я вас уже познакомила. Когда демонстрировала этапы сложения и вычитания.

Слайд №44 Нумиком может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняем достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.

В России Женя Кац выпустила российский вариант нумикона. Изготовлен из прочного натурального материала (дерева).Стоимость которого около трех тысяч рублей.

Публикации по теме:

Консультация «Методика обучения связной речи» План семинара 1. Значение, задачи и содержание обучения связной речи. 2. Обучение диалогической речи. 3. Пересказ литературных произведений.

Игровая методика обучения детей английскому языкуИгровая методика обучения детей английскому языку Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку.

Консультация «Методика обучения бегу» При обучении бегу детей младшего возраста большое значение имеет пример воспитателя. Поэтому в упражнениях и играх педагог выполняет задание.

Методика обучения чтению Н. А. Зайцева «Кубики Зайцева» 1 слайд Зайцев Н. А. (1939 г. р.) - российский педагог-новатор, профессор, академик Академии творческой педагогики, создатель и руководитель.

Методика обучения дошкольников составлению и решению задач МАДОУ «Детский сад № 9» г. Балаково Саратовской области Николина О. А. воспитатель Методика обучения дошкольников составлению и решению.

Методика обучения игре в баскетбол (старшая группа) Успешное выполнение игровых действий с мячом связано с овладением детьми наиболее целесообразными приемами перемещения по площадке.   В старшей.

Методика обучения пению дошкольников «Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых. Дошкольный возраст.

Презентация «Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами» Тема: Методика обучения родителей организации и проведению наблюдений за неживыми объектами. Актуальность: Знания о неживой природы дети.

Методика обучения строевым упражнениям детей разных возрастных групп 1ая младшая группа Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети.

Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения основам математике
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 18:12
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика обучения основам математике» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кудрявцева (УИ 945520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД