Надежда Кудрявцева
Методика обучения основам математике
▼ Скачать + Заказать документы
При изучении математики дети с синдромом Дауна сталкиваются с наибольшими трудностями. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Сегодня я хочу познакомить вас с мультисенсорным подходом к формированию математических представлений у детей с синдромом Дауна. С методикой «НУМИКОН»
Слайд№1 Что такое Нумикон?
Нумикон - Британская методика обучения основам математики, разработанная специально для детей с синдромом Дауна.
Публикация «Методика обучения основам математике» размещена в разделах
Слайд№2Нумикон- это программа обучения и набор наглядного материала, разработанные в Англиив конце 90-х годов для детей испытывающих трудности при изучении математики.
Нумикон создан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны ребенка- способность обучаться на практике и способность распознавать паттерны, то есть запоминать,а затем узнавать образцы и шаблоны.
Использование форм «Нумикона» позволяет подключать множество каналов чувственного восприятия ребенка- слух, зрение, осязание, а также движение и речь.
Слайд№3 В программе «Нумекона» используется мульти-сенсорный подход, и применяются специальные наборы раздаточного материала. Фигуры, включенные в набор «Нумикон», помогают детям установить связь между числом и величиной, которую оно обозначает. Когда при обучении используются только письменное обозначение чисел, добиться этого гораздо труднее. При выполнении различных действий с фигурками, когда дети сравнивают и соединяют их друг с другом, у них формируется собственное представление о числах и величинах.
В набор Нумикона входят:
-Формы-шаблоны (числа от 1 до 10 представленные пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета). Слайд№4
- числовая прамая, - схемы для наложения №5
разноцветные штырьки, которые можно использовать как счетный материал, нанизывание на шнурок, вставлять в отверстия форм шаблонов №6
- белые доски с пупырышками №7
- «волшебный мешочек» в котором дети на ощупь находят заданную форму. №8
-весы №9
-часы №10
Слайд№ 11 При работе с Нумиконом развиваются:
1. Творческие способности
2. Конструктивная деятельность
3. Графический навык
4. Математические представления
5. Речевая активность
Слайд№12 Развитие творческих способностей
С формами «Нумекона» можно увлекательно играть: доставать их из воды, из песка, из «волшебного мешочка» .На первых этапах работы с шаблонами Нумикона дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая».
-обрисовывать
-раскрашивать через отверстия
-отпечатывать на глине или тесте
-взвешивать на весах
Возможности Нумекона очень разнообразны
Слайд №13-14 Дети конструируют из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывают детали на белую доску, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей.
Слайд№15 Для детей с синдромом Дауна графические задания являются одними из самых сложных, и им необходимо совершенствоваться в этом направлении. Используя графические задания развивается мелкая моторика детей и закрепляются усвоенные навыки, полученные во время практической деятельности с Нумиконом
Некоторые примеры заданий: Соединить формы Нумикона с соответствующими им цифрами. №16 Соединить одинаковые формы Нумикона. №17 Сложить и обвести из разных деталей Нумикона. №18 Обводят формы Нумикон цветными карандашами, раскрашивают их, играют в лото («Найди такую же нарисованную фигурку, как у тебя. №19 Выложи штырьки нужного цвета. Выкладывают и обводят «лесенки», №20 Нанизывание штырьков на шнурок
Слайд№21 В системе Нумикон каждое число имеет зрительный и тактильный образ – представлено в виде цветной пластмассовой пластинки соответствующего размера и с соответствующим количеством отверстий, диметр которых чуть больше толщины пальца ребёнка. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны (запоминать) и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать в учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка — и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно так?
Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов,Слайд №22 можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично,Слайд№23 вы сразу видите, что их восемь.
Слайд№24 Опыт показывает, что числовой ряд из Нумикона усваивается ребёнком гораздо легче обычного цифрового ряда.
Слайд 25 Выстраивая в ряд формы Нумикона, ребёнок видит, что каждое следующее число больше предыдущего на один.
Слайд№26
Нумикон помогает усвоить:
1. Четные и нечетные числа
2. Соотнесения числа и количества
3. Наглядно сложение и вычитание
4. Состав чисел
5. Сравнение чисел
6. Арифметические действия с переходом через десяток
7. Понятие о временных представлениях
Слайд№27 С помощью пластинок Нумекона видна разница между четными и нечетными числами.
Слайд№28-29-30 Нумикон можно использовать для соотнесения числа и количества.
Слайд№-31 Чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, например 10. Мы продолжаем накладывать одни формы на другие, потом выкладываем рядом и обводим обе полученные формы. Когда обведенные формы убираем, «обсуждаем», что обведенные формы «одинаковые, такие же, значит одно число можно составить из других разных форм».
Слайд№-32 При объяснении состава числа например шесть мы складываем одни формы из других и таким образом наглядно показываем, как одно число можно составить при помощи других чисел;
Слайд№33 Нумикон активно используется как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями. Очень трудно детям с синдромом Дауна дается сложение и вычитание даже в пределах первого десятка. С помощью форм Нумикона можно продемонстрировать вычитание. Так например, если нужно из пяти вычесть четыре, то есть узнать разность, то нужно светло-зеленую форму наложить на красную, и тогда сразу будет видна эта математическая разница, которая и составляет единицу. Другой способ: например, если от пяти нужно отнять один, то можно просто прикрыть единицу рукой, и тогда остается четыре единицы.
Слайд №34 Операция сложения с помощью форм Нумикон очень наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две формы и посмотреть «на какую форму они стали похожи?». Чтобы проверить результат надо взять предполагаемую форму-ответ и приложить ее сверху. Если фигурка закрыта полностью – ответ верный. На этом этапе вводятся слова «пример», «плюс», «минус», «равно» и педагог показывает ребенку, как можно записать пример цифрами.
Слайд №35 Для осуществления операций сложения и вычитания, в том числе и с переходом через десяток.
Слайд№36 При развитии временных представлений можно использовать настенные часы, дополненные формами Нумикона.
Изучая методику «Нумекона» я заинтересовалась. Купить набор этого наглядного материала мы не можем. Так-как он стоит более пяти тысяч. Решила изготовить из подручного материала своими руками. Изготовила не пластмассовые пластинки, а из картона. Сделала два вида «нумекона» :
1. классический Нумиком, тактильным ориентиром для ребенка здесь является количество дырок в форме.
2. Объемный вариант Нумикона. Тактильный ориентир здесь - не дырки, а выпуклые кружочки.
3. Вместо штырьков нарезала цветные фломастера и купили шнурки.
Изучая методику узнала о существовании нескольких этапов работы по системе Нумекон. Стала использовать эту методику в работе с Костей поэтапно. Начальный этап знакомства с Нумиконом предполагает, что ребенок много манипулирует и играет с деталями: смотрит на них, крутит в руках, надевает на пальчики, вылавливает из воды, ищет в коробке с крупой или песке. На игровом ознакомительном этапе сначала дала рассмотреть формы- шаблоны, покрутить на пальчике. Затем мы стали с ним играть, закапывали формы-шаблоны в песок и искали похожие. Один набор закопали в песке, а другой я показывала Косте и просила его найти такую-же. Косте очень понравилось играть. Слайд №37-38
Так-же на этом этапе использовали волшебный мешочек. Спрятали в него уже объемный вариант форм-шаблона Нумекона. Просила на ощупь достать самую большую и самую маленькую форму. Слайд №39-40
При выполнении задания нанизывание на шнурок штырька я подавала Косте штырьки, называя цвет, а он нанизывал их на шнурок. Ему это очень понравилось. После выполнения задания, складывая штырьки в коробку, он начал дуть в штырек. При работе со штырьками можно развивать не только мелкую моторику, но и выполнять дыхательную гимнастику. Слайд №41-42
Попробовали этап конструирования. Из форм- шаблонов составляли лесенку, но не по счету дырочек, а по величине. Костю очень заинтересовали дырочки. Слайд №43 Цель этого этапа - показать, что каждое последующее число больше предыдущего на «ступеньку» - «одну дырочку», т. е. единицу. На этом этапе вводятся понятия «соединить, сложить формы вместе» и «убрать форму», т. е. происходит подготовка к сложению и вычитанию.
Существует еще два этапа обучения «Этап обучения счету». С этими этапами мы еще не работали. На Этап обучения счету вводится числовое название каждого шаблона. Построив «лесенку», дети с помощью взрослого показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и т. п. Таким образом, дети знакомятся с цифрами. Когда ребенок уверенно собирает «лесенку», ему предлагается пересчитывать отверстия и ответить на вопрос: «Сколько всего дырок?»
Этап сложения, вычитания
Операция сложения с помощью методики Нумикон весьма наглядна. Ребенку предлагается «сложить вместе», т. е. соединить две детали, и посмотреть «На какую деталь они стали похожи?». С этим этапом я вас уже познакомила. Когда демонстрировала этапы сложения и вычитания.
Слайд №44 Нумиком может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняем достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
В России Женя Кац выпустила российский вариант нумикона. Изготовлен из прочного натурального материала (дерева).Стоимость которого около трех тысяч рублей.