Департамент труда и социальной защиты
Методика нетрадиционной аппликации: как развить мелкую моторику у ребенка с инвалидностью
▼ Скачать + Заказать документы
2243370-11
В Комплексном реабилитационно-образовательном центре, подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, учатся дети преимущественно с тяжелыми множественными нарушениями развития. Специалисты центра регулярно разрабатывают новые методики для вовлечения детей в окружающий мир. Анжелика Разина, специалист по реабилитации, поделилась новой техникой для развития мелкой моторики на коррекционно-развивающих занятиях у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Методика нетрадиционной аппликации: как развить мелкую моторику у ребенка с инвалидностью» размещена в разделах
Дети любят заниматься творчеством, однако многим малышам с инвалидностью не хватает усидчивости и способности концентрироваться. Поэтому все большей популярностью пользуются нетрадиционные технологии по развитию творческих талантов.
Одна из таких методик – техника нетрадиционной аппликации, которая заключается в активации воображения и восприятия мира через художественную деятельность. Во время занятий у ребенка происходит изменение восприятия мира, развиваются способности к визуализации и даже разрушаются стереотипы.
«Эта техника хороша тем, что во время занятий дети не задумываются, правильно ли они выполняют работу. Они просто делают, наслаждаясь творческим процессом. Это развивает воображение ребенка, кроме того, идет комплексная работа над мелкой моторикой рук», - объясняет Анжелика Разина. Специалист рассказывает: движение пальцев рук стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка, а у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. В этом случае художественная деятельность превращается в «препарат» для оздоровления малыша.
«В работе я часто использую нетрадиционные техники аппликации. Они привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны. При этом они активируют индивидуальные способности детей, дают неограниченные возможности для импровизации, сочетания самых различных материалов и техник, а также учат планировать процесс работы», - делится специалист по реабилитации.
На первых занятиях в качестве инструментов чаще всего используется клей. «Есть присказка: «работают пальчики, а не клей». Делая аппликации, ребенок одной рукой держит клей-карандаш, а другой – накладывает деталь аппликации на клей, прижимает деталь к общей композиции», - объясняет Анжелика.
Во время творческих мастер-классов используются различные элементы: крупы, вата, фольга, картон и другие. Помимо мелкой моторики, обилие предметов развивает тактильные навыки, что особенно важно для ребенка с инвалидностью.
Еще одна важная особенность – сначала делаются единичные детали, которые составляют композицию. Затем, отрабатывая новые навыки, ребята учатся делать более сложные аппликации и объемные поделки.
«Важно детализировать каждый элемент. Например, если дети делают цветочную композицию, то они работают не с цельным цветком, а с деталями – лепестками. Так ребенок совершает как можно больше действий, что необходимо на занятиях по развитию мелкой моторики», - комментирует Анжелика.
После создания аппликации из белой бумаги ребята приступают к раскрашиванию своего произведения. Таким образом у ребенка формируется зрительно-моторная координация, развивается пространственная ориентировка на бумаге.
Во время занятий ребята забывают о некоторых ограничениях движений, а также получают положительный эмоциональный заряд. Специалисты центра часто проводят совместные мастер-классы для детей и родителей: это помогает сблизиться и найти взаимопонимание. И с какой же гордостью ребята дарят произведения искусства, сделанные своими руками, мамам, папам, дедушкам и бабушкам!