Светлана Свибович
Мониторинг личностного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Мониторинг личностного развития ребенка
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе дошкольного образовательного учреждения. На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с воспитателем и специалистами детского сада. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Публикация «Мониторинг личностного развития ребенка» размещена в разделах
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей посещающих дошкольное образовательное учреждение, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные качества позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому воспитателю и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен в соответствии с целевыми установками программы ДОУ.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (усидчивость, заинтересованность, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, диагностическую беседу, метод незаконченного предложения.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью воспитатель оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2).
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Рекомендуемый возраст 4 года (средняя группа) При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
Таблица 1.
Показатели
(оцениваемые параметры) Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Баллы
Методы диагностики
I. Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Самоконтроль
II. Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении
III. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам в группе) Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.
Способность активно побуждать себя к практическим действиям.
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.
Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие дела, как свои собственные - терпения хватает меньше чем на занятия
- терпения хватает больше чем на занятия
- терпения хватает на все занятие
-волевые усилия ребенка побуждаются извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком
- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
завышенная
- заниженная
- нормальная
- интерес к занятиям продиктован ребенку извне
- интерес периодически поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
- периодически провоцирует конфликты
- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
1
5
10
0
5
10
0
5
10
Наблюдение
Наблюдение
Метод незаконченного предложения.
Беседа
Беседа
Наблюдение
Метод незаконченного
предложения
Таблица 2
Индивидуальная карточка воспитанника
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка___
Возраст, группа___
Ф. И. О. педагога___
Дата начала наблюдения___
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационно-волевые качества:
Терпение
Воля
Самоконтроль
Ориентационные качества:
Самооценка
Интерес к занятиям в детском саду
Поведенческие качества:
Конфликтность
Тип сотрудничества
Личностные достижения
Индивидуальная работа, направленная на выработку личностных качеств
требующих коррекции
Позитивная
динамика
Используемая литература при разработке диагностической карты.
Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №12. 2005, №1