Екатерина Морозова
Сказка как инструмент формирования внутренней позиции школьника в ходе взаимодействия ДОУ с семьей и школой
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как инструмент формирования внутренней позиции школьника в ходе взаимодействия ДОУ с семьей и школой
Зональный научно-практический семинар ГБО АСОУ, МУДПО «Центр развития образования» г. Люберцы,МАОУ гимназия № 16 «Интерес», 2016г.
Выступление Морозовой Е. М. и Языковой Н. А.
«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь
на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Сказка как инструмент формирования внутренней позиции школьника в ходе взаимодействия ДОУ с семьей и школой» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Преемственность между дошкольным и начальным школьным звеньями - это одно из условий непрерывного образования ребенка. Однако это не означает, что основная цель дошкольного образования – это подготовка к школе. Преемственность между дошкольным и школьным возрастом определяется в первую очередь работой над психологической готовностью к школе. Психолог Лидия Ильинична Божович центральным личностным новообразованием у выпускника дошкольного учреждения называет стремление ребёнка занять новое социальное положение, образование внутренней позиции школьника.
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается ярко положительным отношением к школьно-учебной деятельности. Такая положительная направленность ребенка на школу - важнейшая предпосылка благополучного вхождения и адаптации к школьной действительности, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Формируется внутренняя позиция школьника в детском саду и в семье.
Внутренняя позиция школьника – как показатель личностной готовности к школе – включает в себя эмоциональную готовность – ребёнок позитивно относится к себе и результатам своей деятельности, другим детям, взрослым; умеет чувствовать настроение другого человека, умеет сотрудничать (блок МНЕ НРАВИТСЯ); социальную готовность – ребёнок готов самостоятельно взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми (блок на презентации Я ОБЩАЮСЬ); мотивационную готовность – он понимает, зачем ему нужно учиться и с желанием готов заниматься учёбой (блок МНЕ НУЖНО).
Для того чтобы успешно работать с перечисленными 3-мя блоками мы обратились к идеальному инструменту для работы с детьми – сказке.
В 2014 году в нашем детском саду стартовал большой проект – «Сказка – ключ к детской душе». В рамках данного проекта были разработаны первые программы по работе с воспитанниками
Применяя различные технологии работы со сказкой, мы определили для себя 3 основных направления:
1. Методическая работа: встречи для педагогов школы и детского сада. Участие психолога ДОУ в «Неделях психологии», проводимых в школе.
2. Работа с родителями: ведется на протяжении всего учебного года. Совместно с родителями дети с большим удовольствием посещают библиотеку и выбирают книжки, которые потом читают в семье. Сочиняют «домашние» сказки.
3. Работа с детьми.
На протяжении нескольких лет мои воспитанники группы «Звездочка» играли в сказочные игры, считали с помощью сказки, смотрели сказочные представления и сами их устраивали. Ребята также активно занимались физической культурой в сопровождении сказочных персонажей – в спортзале, на улице и даже в бассейне. Согласитесь, таким образом у детей возникают только положительные эмоции.
Я также выделяю целью воспитание у детей любви к книге и к учению, развитию инициативы и любознательности посредством сказок. Дети читают сказки вместе с родителями, придумывают со своими семьями сказочные сценарии, чтобы потом выступить перед сверстниками и рассказать свою «семейную сказку» - таким образом ребята привыкают к публичным выступлениям «у доски и т. д.». Как надо обращаться с книгами и учебниками, какую важную роль они играют в нашей жизни, дети узнают на экскурсиях в библиотеку. С большим нетерпением ребята ждут экскурсию в школу. Все эти виды деятельности позволяют успешно сформировать социальную составляющую внутренней позиции школьника.
Стремление к получению новых знаний, а также к изучению истории России я пытаюсь развить у ребят, организовывая экскурсии в музей. В ближайшую неделю в нашем саду запланирована ставшая традиционной встреча с учениками школы – выпускниками нашего детского сада – на которой ребята-школьники прочитают дошкольникам сказки, «передадут опыт» учения в рамках своей проектной деятельности (проект «Сказочная азбука для малышей»). Проходит театральная деятельность, где дети школьного возраста показывают сказки дошкольникам. В результате такой работы у ребёнка появляется мотивация к обучению и к переходу к школьной действительности.
После освоения некоторыми детьми самостоятельного чтения, сказки читают уже сами воспитанники группы. Ребята также сочиняют коллективные сказки и пытаются их зафиксировать (создают иллюстрации, снимают совместно с воспитателем видео, делают аудиозаписи, записывают на бумаге). Творчество ребят интересно еще и тем, что, в зависимости от семьи, сказки получаются с различным «национальным колоритом». Благодаря этому дети в последующем органично чувствуют себя в многонациональной среде.
Итогом такой работы будет сочинение собственных сказок по мотивам творчества разных народов и создание целой коллективной книги собственного производства (иллюстрации, текст) в качестве подарка в библиотеку детского сада и школы, а также запись диска со сказками собственного сочинения.