Мария Агаева
Методика коррекционной работы в детской игровой группе
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога на каждом из этапов и по продолжительности этапа:
ориентировочный этап;
этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций;
конструктивно-формирующий этап;
обобщающе-закрепляющий этап.
Основные этапы игровой коррекции
Этап программы
1. Ориентировочный этап
1. Установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком.
Публикация «Методика коррекционной работы в детской игровой группе» размещена в разделах
2. Ориентировка ребенка в обстановке игровой комнаты, правилах и норма.
3. Знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений. Недирективная.
Предоставление ребенку инициативы и самостоятельности.
1. Коммуникация
принятия с использованием техники эмпатического слушания.
2. Спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры.
3. Игры, облегчающие знакомство.
4. Использование приемов для формирования чувства принадлежности к группе.
5. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений по-ведения детей в группе.
2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуации 1. Актуализация и реконструкция конфликтных ситу-ации.
2. Объективирование негативных тенденции личностного развития ребенка в игре, ком-муникации со взрослыми, рисование.
3. Диагностика особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития.
4. Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.
Сочетание директивности в направленности на актуализацию трудностей развития и недирективности в предоставлении ребенку свободы в выборе формы реагирования и поведения.
1. Эмпатическое слушание.
2. Направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами.
3. Арттерапия
(проективный рисунок, сочинение).
4. Игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения в группе.
5. Метод цветописи.
3. Конструктивно -формирующий этап
1. Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях.
2. Развитие коммуникативной компетентности.
3. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Позитивация образа-Я.
4. Расширение сфе-ры осознания чувств и пере-живаний.
5. Формирование способности к про-извольной регуля-ции деятельности.
6. Преодоление эмо-ционально-личностного эго-центризма.
Директивная :выражающаяся в подборе игр, игровых упражнении, видов арттерапевтического воздействия.
Предоставление об-ратной связи об эффективности разрешения ими трудных конфликтных ситуаций.
1. Эмпатическое активное слушание.
2. Коммуницирование обратной связи об успешности и адекватности пове-дения и деятельности.
3. Направленные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные игры с правилами.
4. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации.
5. Проигрывание реальных условных ситуаций.
6. Метод систематического десенсибилизации.
7. Арттерапевтические методы.
8. Пиемы, обеспечи-вающие вы-полнение норм и правил поведения в игровой комнате.
9. Приемы, способ-ствующие развитию умения принимать групповые решения.
4. Обобщающе-закрепляю-щий этап 3-4 1. Обобщение сформирован-
ных на предше-ствующем этапе адекватных спосо-бов коммуникации
2. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизне-деятель -
ность. Сочетание недирек-тивности,
выражающейся в предоставлении де-тям инициативы и самостоятельности на игровых занятиях и директивности, как организации и обеспечения усло-вий для переноса нового опыта в реальной жизнедеятельности
1. Эмпатическое активное слушание.
2. Игровые упражнения на развитие эмпатии, лучшее осознание себя.
3. Проигрывание реальных условных ситуаций.
4. Арттерапия.
5. Приемы, обеспечивающие выполнение норм, правил поведения в группе, формирование умения принимать групповые решения.
6. Совместная игровая деятельность с родителями.
7. Получение обратной связи от родителей и педагогов о новых возможностях детей.