Татьяна Уткина
Методика игр с детьми по сенсорному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Методика игр с детьми по сенсорному развитию.
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Публикация «Методика игр с детьми по сенсорному развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, чувствовать, поэтому сенсорное воспитание ребенка подразумевает воздействие обучающей и развивающей среды на органы чувств ребенка. И вполне логично предположить, что данное воздействие будет обуславливаться возрастом ребенка. Рассмотрим задачи сенсорного воспитания детей по возрастам.
Задачи сенсорного воспитания в старшей группе
Учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.) и сравнивать предметы между собой. Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.
Продолжать знакомить детей с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть. Показать особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы. Формировать умение обследовать предметы разной формы, выделять самую крупную часть, а затем более мелкие, Соотносить их по величине. При обследовании включать движения рук по предмету. Совершенствовать глазомер.
В итоге сделаем следующие выводы:
сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.
Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают формировать новые навыки. Цвет, как форма и размер, является для ребенка одним из эталонов, на котором он может базировать знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем быстрее, осознаннее и точнее он будет ориентироваться в окружающем мире, и лучше развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания и художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные.
О ЦВЕТАХ
Все цвета подразделяют на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, и оттенки серого). У каждого цвета тысячи оттенков. Кроме этих характеристик существует цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность. Как же малышу не запутаться, и научится ощущать всю красоту разноцветного мира? Художники считают основными три цвета – красный, желтый, синий, из которых можно получить все остальные при смешивании. Добавим к ним зеленый, и получим те четыре основных цвета, с которых и следует начинать знакомство малышей. После того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами спектра.
Не стоит учить цвета по очереди (отдельно запомним красный, потом желтый и т. д.) и обозначать их уменьшительно-ласкательными словами (красненький вместо красный). Важно не называть несколько цветов одним названием, к примеру, фиолетовый, синий и голубой цвета - просто синим. Ребенок прекрасно различает оттенки и не поймет, почему разные цвета обозначают одним и тем же словом. В дальнейшем ему трудно будет объяснить, почему голубой цвет всегда был синим, а сейчас его вдруг нужно называть голубым.
ОБ ИЗУЧЕНИИ ОТТЕНКОВ
После того, как ребенок научится узнавать и различать основные цвета, можно переходить к изучению оттенков. Игры на различие оттенков помогают познакомить ребёнка с общепринятой системой цветовых тонов, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности, а еще позволяют классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые – темные, теплые – холодные.
Игры на подбор цветов и оттенков: подбирайте к разноцветным кружочкам из картона наиболее близкие по цвету предметы и мебель в доме. Оттенков в природе великое множество!
Игры на различие светлых и темных оттенков: нарисуйте улицу в дневное и вечернее время, подберите темные и светлые майки двум командам футболистов. Налейте в несколько прозрачных стаканчиков одинаковое количество раствора краски, добавьте в каждый стаканчик разное количество воды, и посмотрите, как меняется оттенок от темного к светлому. Более сложные варианты игр - это упражнения на подбор оттенков одного цвета с постепенным переходом от темного к более светлому и наоборот. Например, игра «Разноцветные чашечки»
Цель: формирование представлений о цвете, развитие мелкой моторики рук, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, развитие речи, способствовать закреплению знаний о системе цветов, закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Учить детей различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.
Нужно выбрать из предложенных оттенков цветовую растяжку от светлой чашечки к темной с постепенным переходом.
Игра на различие холодных и теплых цветов: составить чайный сервиз из цветов холодных оттенков для снегурочки и теплых – для солнышка.
Раскладываем цвета и их оттенки по градации от темного к светлому и наоборот.
Чтобы научить ребенка раскладывать карточки цветов и оттенков по градации правильно, можно использовать 2 способа:
Положите перед ребенком образец. На листе нарисован основной цвет и градация его оттенков. Малыш раскладывает карточки по образцу.
По методу «пирамидки». Разложите перед ребенком карточки одной цветовой группы. Предложите найти самый темный цвет и отложите карточку. Затем из оставшихся ребенок снова пусть выберет самый темный, и снова отложите карточку рядом с первой выбранной. Таким образом, поступайте так и с остальными карточками.
Когда все карточки правильно разложены (неважно каким способом, обязательно рассмотрите с ребенком градацию цветовых карточек: сначала самый темный цвет, потом светлее, потом еще светлее и т. д. до самого светлого. Проведите рукой как бы линию под карточками и скажите малышу, что так выглядит последовательность карточек от темного цвета к светлому.
Аналогично обучайте и раскладыванию карточек в градации от светлого к темному.
Вы и малыш чудесно проводите время за цветными играми, но как же узнать, сформировалось ли у ребенка восприятие цвета? Ответ утвердительный, если он умеет:
- соотносить цвета с образцом;
- находить цвета и оттенки по названию;
- правильно называть цвета и оттенки.
А если пока что-то не удается, продолжаем играть!