Марина Мишина
Методика физкультурно-оздоровительной работы в детских садах
▼ Скачать
Методика физкультурно-оздоровительной работы в детских садах
Физические упражнения в режиме дня
Важной формой обучения ребенка двигательной активности и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В неблагоприятное время года и неблагоприятную погоду два из них проводятся в помещении, одно – на воздухе, во время утренней прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.
Публикация «Методика физкультурно-оздоровительной работы в детских садах» размещена в разделах
Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются играми подвижками и упражнениями по физической культуре. "Эта форма работы включает меньше общеразвивающих упражнений, в остальном же комплекс упражнений, подбор материала и методика их организации схожи с физкультурными занятиями". [М. И. Фонарева. 1971г. ]
Особое внимание на физкультурных занятиях, которые проводятся на воздухе, это ходьба, бег, разнообразные виды прыжков, езда на велосипеде. Игры в бадминтон, баскетбол.
" Зимой в комплекс занятий на воздухе входит: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т. д., катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года". [Е. Н. Вавилова 1983 г. ]
"Общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. Но для подготовки детей к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопываний, приседаний и подпрыгиваний без сосредоточения исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Игры подвижки и эстафеты можно проводить на лыжах и санках". [С. П. Лайзане. 1978 г. ]
"Большой эмотивный подъем и интерес вызывают занятия в парке, лесу, сквере, на пересеченной местности, специально оснащённым для дошкольников на берегу водоемов. Они включают физические упражнения с использованием природных условий: прыжки с пня на пень, с кочки на кочку, через ручейки, канавы; переправы через ручейки по доске, бревну; подпрыгивание с доставанием веток; бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий (лежащий ствол дерева, пень и т. д.); метание шишек в цель и на расстояние и т. д. ". [Т. И. Осокина. 1978 г. ]
Используют обычные формы туризма: летом - пешие прогулки с поочерёдностью ходьбы и бега на расстояние, зимой - лыжные походы в парк, лес, по пересеченной местности. Длительность ходьбы в умеренном темпе с ускорением, переходящими в бег – 15 мин. в одну сторону и такое же время в другую. В промежутке обязателен активный отдых в виде игры малой или средней подвижности. Общая длительность прогулок с продолжительностью не более 45 минут.
Физкультурные занятия, подвижные игры и физические
упражнения на прогулке
"Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т. д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются". [З. А. Веселас. 1985 г. ]
"В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают усталость, успокаивают психические системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры активно включаются в деятельность, а энергично работающие - переходят в пассивное состояние. Лучшим расположением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не тратит энергию для сохранения вертикального положения". [З. А. Веселас. 1985 г. ]
Неторопливый темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. "При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 – 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия". [Э. И. Ариговская. 1968 г. ]
При выборе метода и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее рационально интегрированное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжков в длину с места можно предложить все способы.
Однако в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега, выполнение которых следует организовать отдельно или поточно, с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить безопасность детей.
"Зимой занятия на улице проводят в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без маечки, босиком, но в головном уборе". [М. Ф. Литвинова. 1986 г. ]
Подготовленной к занятиям должна быть и площадка или пересеченная местность.
"Занятия по физической культуре обычно проводятся в первой половине дня. Если они проходят на улице, то их место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом – в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла высшей величины". [Е. М. Минский. 1984 г. ]
В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в физкультурную форму один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.
В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.
В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 – 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в физкультурную форму.
Содержание подвижных игр физических упражнений во время прогулки материал по развитию движений, освоенных на предыдущих занятиях. Закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 – 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.
На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие, а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде" [Т. И. Осокина 1978 г. ]
В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения.
В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т. д.
Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном расписании, и они не вызывают такого, интереса, как игры.