челюбеева надежда
Методика для развития памяти и речи — мнемотехника
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из методик для развития памяти и речи – мнемотехника.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Публикация «Методика для развития памяти и речи — мнемотехника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.
Наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую поговорку:
Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан
По первым буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке располагаются цвета.
В этом случае мы пользовались мнемотехникой, облегчали себе запоминания путем образования ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы -Это таблица, поделенная на квадраты, следующий шаг за мнемодорожками. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Какая польза от мнемотехники для детей.
1) Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
2) Развивается речь, увеличивается словарный запас.
3) Представления об окружающем мире расширяются.
4) Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
5) Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
6) Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
7) При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
8) Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
9) Раскрываются творческие способности детей.
С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить ребенка с мнемоквадратом, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминают стихи и спокойно составляют рассказы-описания по картинкам.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
1) Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
2) Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
3) Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
4) Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
5) Занимайтесь всегда только в хорошем настроении, и в добром расположении духа.
6) И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку.
Что нужно для занятий.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и выглядеть они могут по- разному.
Можно составить таблицу, просто зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоваться готовой.
Для детей от 3 до 5 лет важно, чтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветные образы: апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п. Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха или рассказа
1) Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3) В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
5) Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
6) Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
7) Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
8) И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
На подносе
У Фроси
Ананас
И абрикосы
На таблице изображено: поднос, девочка (Фрося, один ананас, и много абрикос.
Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания.
В каких — то случаях можно предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст. Но в любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены на картинках.