Приложение МААМ

Методическое пособие «Занимательные крышки как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Парфенова Светлана
Методическое пособие «Занимательные крышки как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД городского округа Стрежевой»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Методическое

пособие «Занимательные крышки,

как средство познавательного развития»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель I квалификационной категории

Парфенова Светлана Николаевна

Методическое пособие «Занимательные крышки»

Пояснительная записка

Публикация «Методическое пособие „Занимательные крышки как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста – это игра. Игра способствует развитию познавательных процессов. Развитие познавательных функций и способностей детей - это важнейшая задача умственного развития дошкольников.

У ребенка на первом месте игра. И именно в игре у них формируются психические функции. В игре ребенок учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. В играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по разным признакам, учится анализировать, обобщать. Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам, повышают интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия.

В поисках путей реализации задач ФГОС, было разработано дидактическое пособие «Занимательные крышки». Дидактическое пособие «Занимательные крышки» может быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель данного пособия – создать условия для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также способствовать формированию коммуникативных способностей детей.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять прямой и обратный счет;

Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на плоскости;

Закреплять представления о геометрических фигурах.

Учить решать математические задачи;

Состав числа;

Умение классифицировать и обобщать;

Определения места звука в слове;

Закрепить знания о днях недели;

Учить решать математические задачи;

Развивающие:

Развивать внимание, память, мышление;

Закреплять умение детей отвечать полным предложением;

Расширять словарный запас;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;

Воспитывать умение радоваться достигнутому результату;

Воспитывать опрятность, аккуратность, бережное отношение к дидактическому материалу.

Основные достоинства пособия:

обогащение предметно-пространственной среды старшей группы детского сада;

обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня развития;

развитие умственных способности детей;

индивидуальный подход к детям с разным уровнем развития;

применение как в ДОУ, так и в семье;

подгрупповое и индивидуальное использование;

своевременное выявление пробелов и корректировка знаний.

Сборник дидактических игр,

направленных на развитие познавательных способностей

у детей дошкольного возраста.

1.«Кому что нужно»

Цель: Назвать действия людей соответствующие профессии. Закрепить знания детей о профессиях; соотносить профессию и ее орудие труда.

Материал: набор больших (с изображением профессий) и маленьких крышек (с изображением инструментов)

Ход игры: На большой крышке картинка с профессией, на маленьких – различные инструменты. Ребенку нужно назвать профессию и подобрать необходимые инструменты.

2. «Виды транспорта»

Цель: развивать умение классифицировать транспорт (морской, воздушный, морской, специальный, гужевой).

Материал: картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед, подземного (метро, воздушного (самолет, вертолет, воздушный шар, водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта.

Ход игры: На большой крышке обозначение (море, облака, дорога). На маленьких крышечках изображения различного вида транспорта. Ребенок выбирает необходимые изображения и подбирает к нужному обозначению. Перед ребенком картинки с различными видами транспорта.

- Разложи картинки по видам транспорта и назови общую группу (наземный, подземный, воздушный и водный транспорт).

3.«Заполни таблицу»

Цель: учить группировать предметы по определенным признакам. Развитие у детей умений систематизировать предметы по свойству, анализировать, сравнивать предметы; закрепить понятие «строка», «столбец».

Материал:

Ход игры: на картонном листе большого формата поле с клеточками (примерно 3 / 3, набор крышек с различными геометрическими фигурами разного цвета. Взрослый предлагает заполнить таблицу фигурами, чтобы в каждом столбце были одинаковые фигуры, а в строке – цвет.

5. «Цветная неделя»

Цель: Закрепить дни недели; понятие «неделя», «сегодня», «завтра», «послезавтра», «вчера», «вчера», «позавчера"

Материал: набор крышек на каждого ребенка, раскрашенных в цвета радуги.

Ход игры:

Играть могут од 1 до 10 человек.

У каждого ребенка набор крышек. Воспитатель читает стих «Дни недели», а дети выкладывают крышки, соответствующие каждому дню (понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – желтый, четверг – зеленый, пятница – голубой, суббота - синий, воскресенье – фиолетовый). Вопросы:

- Назовите дни недели в обратном порядке,

- Какой день недели красного, оранжевого (и т. д.) цвета?

- Назовите и рабочие дни, теперь выходные;

- Назови и покажи, какой день сегодня, какой был вчера/позавчера, будет завтра/послезавтра;

- Назовите и покажите соседей понедельника, вторника и т. д.

6."Слоговой анализ"

Цель: умение ребенка делить слова на слоги.

Материал: картинки с изображением различных предметов или игрушек, набор крышек для каждого ребенка.

Ход игры:

Играть могут от 1 до 10 человек.

Перед ребенком на столе лежит картинка. Он отхлопывает количество слогов в слове и выкладывает столько же крышек, сколько слогов в слове получилось. Затем проводится проверка правильности выполнения. Можно предложить детям проверять друг у друга правильность выполнения задания.

7. "Звуковой анализ слов".

Цель: Закрепить умение различать звуки гласные, согласные (твердые и мягкие, цвета их обозначения.

Материал: набор крышек (желательно скрепляемых между собой) зеленого, синего и красного цвета, количеством по 6-10 штук на каждого игрока. Картинки на изучаемый звук по 2-3 на каждого ребенка.

Ход игры: Перед детьми на столе лежат картинки. Дети определяют последовательность звуков в слове и выкладывают нужную по цвету крышку.

Синяя крышка - твердый согласный звук.

Зеленая - мягкий согласный звук.

Красная – гласный звук.

8. Прямой и обратный счет.

Цель: Закрепить прямой и обратный счет. Находить пропущенную цифру в ряду.

Материал: Набор крышек с написанными на них/наклеенными цифрами от 1 до 10 для каждого ребенка.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям посчитать и выложить на столе крышки от 1 до 10;

Выложить крышки в обратном порядке;

Ребенок отворачивается, а воспитатель убирает одну/несколько крышек и предлагает ребенку найти пропущенную цифру.

9.«Кому нужны эти предметы».

Цель: закрепить названия профессий и орудиях их труда.

Материал: набор больших и маленьких крышек с изображением на больших крышках профессий, на маленьких – инструментов, необходимых для этой профессии.

Ход игры: ребенок выбирает крышку с изображением профессии и подбирает нужные инструменты.

Пример:

Доктор – шприц, бинт, стетоскоп, вата.

Маляр – кисть, краски, шпатель, ведро.

Парикмахер – фен, бигуди, ножницы, расческа.

Повар – кастрюля, половник, нож, скалка.

И т. д.

10. Состав числа

Цель: Закрепить состав числа.

Материал: набор крышек с числами от 1 до 10.

Ход игры: Ребенок самостоятельно выбирает число (или действует по предложению воспитателя) и к нему подбирает крышки с числами, из которых оно может состоять. Например, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 5 состоит из 2 и 3, 8 из 4 и 4, 9 из 3 и 6 и т. д. можно устроить соревнование между несколькими детьми.

11. Математические задачки

Цель: Составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание.

Материал. Небольшие картонные карточки одного размера с примерами на сложение или вычитание, набор крышек, цифр от 1 до 10.

Ход игры. Перед ребенком лежат перемешанные карточки и корзинка с крышками. Ребенок берет любую карточку, выкладывает под каждой цифрой нужное количество крышек и после подсчета находит полученное число.

12. Место звука в слове.

Цель: упражнять детей определять место звука в слове (в начале, конце или середине).

Материал: предметные картинки, набор крышек белого, красного, синего и зеленого цветов.

Ход игры: перед ребенком лежат три белые крышки, выложенные в ряд. Ребёнок выбирает картинку, воспитатель называет звук и предлагает найти место этого звука в слове. Ребенку нужно определить, какая по цвету крышка нужна, (красная, синяя или зеленая - гласный или согласный звук (твердый или мягкий) и заменяет одну белую на выбранную звук.

13. «Сосчитай, сколько гласных звуков в слове»

Цель: Учить детей определять количество звуков в слове.

Материал: Набор крышек для каждого ребенка (желательно одного цвета, предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель кладет перед ребенком картинку и просит ребенка определить, сколько гласных звуков в слове. Второй вариант – сколько согласных звуков.

15. «Длинное и короткое слово»

Цель: Закреплять умение различать короткие и длинные слова.

Материал: Набор крышек (желательно одного цвета, предметные картинки или игрушки.

Ход игры: Ребенок выбирает картинку, проговаривает это слово вслух, определяет, длинное оно или короткое и выкладывает в ряд крышки, например, 2 или 4 (количество до длинного и короткого слов до начала игры с ребенком необходимо оговорить).

16. «Сравни».

Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа, пользуясь знаками «меньше» (<, больше (>, равно (=).

Материал: Набор крышек, знаки «меньше» (<, больше (>, равно (=).

Ход игры:

1 вариант: Воспитатель выкладывает справа и слева разное количество крышек, предлагает ребенку сосчитать крышки в каждой части и поставить нужный знак.

2 вариант: воспитатель кладет знак и предлагает ребенку подобрать под знак необходимое количество крышек.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возраста Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день-новое открытие» 5 частьМетодическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день-новое открытие» 5 часть ДИАГНОСТИКА Что должны знать дети 6-7 лет о живой природе. РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 7 видов комнатных растений,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 13 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ - ЗИМА. ДЕКАБРЬ o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Регулярно в солнечные дни отмечать путь солнца, его высоту.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 14 ПЛАНИРОВАНИЕ. КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ НА ВЕСНУ. МАРТ. o Наблюдение за СОЛНЦЕМ. Как изменилось солнышко? Каким оно стало, а каким было зимой?.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 15 Исследовательская деятельность в работе с дошкольниками!.Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому необходимо.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 22Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 22 КАРТОТЕКА ЭКОТРЕНИНГОВ. Цель экотренинга – формировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, прививать детям этическую и моральную.

Учебно-методическое пособие в форме дидактической игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Наряди ёлочку»Учебно-методическое пособие в форме дидактической игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Наряди ёлочку» Игра для детей старшего дошкольного возраста на упражнение в порядковом счёте в пределах 9 и сенсорное развитие. “ Наряди ёлочку” Задачи:.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие «Занимательные крышки как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 13:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Занимательные крышки как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Парфенова Светлана (УИ 2162870) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД