Надежда Жабина
Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста «Число 7, цифра 7»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №5
Методическое пособие
по формированию элементарных математических представлений у детей 5-7 лет
«Учимся, играя»
Составили:
Самойлова В. В.
Жабина Н. П.
Публикация «Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста „Число 7, цифра 7“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 7. Состав числа семь, счёт до семи
- Темочки
Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры, задания, задачи-шутки на смекалку и сообразительность. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Предназначено педагогам ДОУ, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельной работы с детьми.
Введение
В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. Каждая арифметическая задача включает числа данные и искомые. Числа в задаче характеризуют количество конкретных групп предметов или значения величин; в структуру задачи входят условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимости между величинами.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Правильное обучение решению арифметических задач дает очень много для развития логического мышления ребенка. При решении задач ребенок должен научиться рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка. В процессе решения задачи дети должны использовать то арифметическое действие, которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия и объяснять логику решения задачи.
Анализируя структуру задачи и сопровождая ее решение объяснением своих действий, ребенок учится рассуждать, вникать в смысл задачи, без чего невозможен переход к решению более сложных арифметических задач.
Важно, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни, так как это воспитывает у детей вдумчивое отношение к фактам, учит критически анализировать их, предупреждает возникновение «всезнайства», поверхностного отношения к явлениям жизни. Приучая детей вдумываться в соответствие содержания задачи реальной жизни, мы способствуем их познанию жизни, учим детей рассматривать количественные явления в многообразных связях.
Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития (для наблюдений за жизнью, усвоения логических связей и количественных отношений, развития анализа, синтеза и обобщения, внимания, памяти и речи, сообразительности и т. д.). Работа над задачами приучает детей к дисциплинированному поведению, то есть обеспечивает воспитательно-образовательный эффект.
Данное методическое пособие предлагает конспекты занятий, загадки, дидактические игры и задания на смекалку, сообразительность, задачи-шутки. Они помогают уточнить и закрепить представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребенка-дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
Конспект занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста
"Число 7, цифра 7
Цель: познакомить с образованием и составом числа 7. Цифрой 7. Закреплять представления о составе числа 6, закреплять порядковый и количественный счет в пределах 7.
Ход занятия
1. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Мы с ребятами решили, что сегодня мы отправимся в необычное путешествие.
Правда, ребята?
Давайте нашим гостям расскажем, что это будет за путешествие? (Ответы детей.)
Это будет морское путешествие.
Во что мы превратили наш кабинет? (В корабль)
А мы возьмем наших гостей с собой? (Ответы детей.)
Ребята, во время путешествия могут произойти различные неприятности, поэтому нам нужно к путешествию как следует приготовиться.
Что пригодится нам в путешествии по морю? (якорь, спасательные жилеты,)
А самое главное:
Чтобы нам не утонуть
Приготовим спасательный … (круг)
( На стене: корабль, рядом на столике нарисованные спасательные круги) рис. 1
Рисунок 1
Посмотрите на флаг корабля. Какая цифра там написана? (6)
Вы должны собрать только те спасательные круги, где ответ в примерах будет равен 6.
С заданием справились быстро. Молодцы! И за это вы получаете морскую звезду. рис. 2
Рисунок 2
Эти звездочки вы не теряйте, а складывайте в коробочку.
2. Чтобы неприятностей нам избежать
Глаз зоркий будем тренировать.
(Игра на внимание. Дети разбиваются на две команды при помощи считалки)
«Море начинается
С маленькой реки.
Разве все мы мальчики? –
Все мы моряки.
Раз, два, три, четыре, пять
Выходи тебе играть».
Проводится игра: «Найди 5 отличий». рис. 3,4
Рисунок 3
Рисунок 4
За выполнение задания дети получают морские звезды.
3. Я думаю, что мы хорошо приготовились к морскому путешествию и можем смело отправляться в путь. Экипажу, занять свои места на корабле (дети занимают места на построенном корабле, звучит музыкальный фон – шум моря. Педагог берет подзорную трубу)
Ребята, возьмите подзорные трубы (руки складываются в виде подзорной трубы)
Мне кажется, я вижу остров - остров «Цветных ракушек». Всей команде сойти на берег.
(Дети собираются для игры на коврике).
Как называется остров, на который мы попали?
Значит, мы будем собирать что? (ракушки – геометрические фигуры)
Давайте сначала соберем желтые ракушки и положим их в ряд.
Сколько желтых ракушек? (6)
Мы с этой цифрой уже знакомы?
Мы по берегу шли 6 ракушек нашли.
Посмотрели кругом, еще нашли красную. рис. 5
Рисунок 5
Сколько еще ракушек нашли? (1)
Сколько всего получилось ракушек? (7)
Какую цифру нужно поставить рядом с ракушками? (7)
Как получили 7 ракушек? (к 6 добавили еще 1)
Значит, мы на этом острове познакомились с цифрой…. (7) (показ большой цифры 7)
3. Ой, она мне, что-то говорит.
Интересное предложение.
Цифра 7 хочет с вами познакомиться поближе. Вот, например, она у вас спрашивает, на что она похожа?
«Вот семерка – кочерга.
«У нее одна нога». Петерсон Л. Г. Холина Н. П.
«Очень похожи семерки на клюшки для хоккеиста и для старушки». Петерсон Л. Г. Холина Н. П.
Где вы уже встречались с цифрой 7?
Давайте возьмем с собой в путешествие цифру 7, и поплывем дальше.
Команде, занять свои места. (Дети садятся на корабль, звучит муз. фон, дети берут подзорные трубы).
4. Вижу остров «Затерянных цифр». Всей команде сойти на берег.
(В игровой зоне на столах разложены карточки с цифрами, выстроен числовой ряд с пропущенными цифрами. рис. 6).
Рисунок 6
Как вы думаете, что произошло на этом острове? (Потерялись цифры.)
А что нужно сделать? (Найти цифры и заполнить ими числовой ряд).
(Дети выполняют задания по командам).
Мне нужны 2 помощника, которые проверят, правильно ли вы расставили цифры (помощники – дети проверяют и раздают участникам путешествия морские звезды).
5. А теперь ответьте на мои вопросы (по командам) :
• Какое число в числовом ряду наименьшее?
• Какое число в числовом ряду наибольшее?
• Назовите соседку числа 7 слева;
• Назовите седьмой день недели;
• Сколько цветов у радуги?
(За правильные ответы дети получают морские звезды.)
Интересно было на этом острове?
А вы хотите путешествовать дальше?
Всей команде занять свои места на корабле.
6. Вижу остров «Семи капитанов»
(На стенде числовые домики – состав числа 7) рис. 7
Рисунок 7
В этих домиках жили-были капитаны. Как-то раз все капитаны поссорились и вышли из своих «квартирок». Мы их должны помирить, и снова поселить в свои «квартиры».
Посмотрите, какая цифра написана на крыше этого дома? (7)
Сколько капитанов должны жить на каждом этаже? (7)
(Каждый ребенок работает над составом числа 7. А ребенок, справившийся быстрее всех, выставляет этот состав числа в большом домике).
7. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Но наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Давайте вернемся на наш корабль (дети садятся на «корабль», звучит музыка- шум моря).
Вот мы уже и дома.
• С какой цифрой мы сегодня познакомились во время нашего путешествия?
• В какие игры играли?
• Что вам понравилось больше всего?
Ребята, во время путешествия мы собирали морские звезды. Давайте из них выложим цифру 7 и запомним ее.
Рисунок 8
Сказочные загадки
Задача 1
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный, - сказал красный карандаш. - Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну, нет, уж это я самый главный, - сказал зелёный карандаш. - Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
- Спорьте, спорьте, - думал про себя жёлтый карандаш. - Уж я то знаю, что самый главный - это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Вопрос: Сколько всего карандашей было в коробке? (4)
Задача 2
На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей на чай, приготовила стулья. Первыми приползли гусеницы и заняли два стула. Затем прилетели три бабочки, тоже сели на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. Только хотели чай пить, в дверь постучали, приполз жук и занял ещё одно место.
Вопросы: Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)
Задача 3
Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчёлы будут всех зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: Каким по счёту примчался к улью заяц? (3) У кого была самая маленькая посуда? (У белки) У кого была самая большая посуда? (У медведя)
Задача 4
Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста.
- Хорошо, только сначала надо вас удобно посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме.
Вопросы: Сколько всего человек было в семье? (7) Сколько взрослых? (4) Сколько детей? (3)
Задача 5
Наша мама самая красивая и самая добрая. На 8 Марта ей подарили много цветов. Дедушка подарил букет розовых гвоздик. Папа подарил красные тюльпаны. Сестра Оля подарила жёлтую мимозу. А я люблю маму больше всех, я подарил ей её самые любимые цветы - фиалки.
Вопрос: Сколько букетов цветов подарили маме на праздник? (4)
Дидактические игры
«Лото с геометрическими фигурами».
Дидактическая игра для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами подбирать предметы по геометрическому образцу.
Задачи:
-развитие внимания, быстроту реакции, умения сравнивать, точно определять и подбирать предмет по образцу геометрической фигуры;
-развивать мелкую моторику рук;
- учиться играть сообща в команде.
Правила игры: игроку дается образец геометрической фигуры (например круг, игрок должен найти карточки с изображением формы круга (например часы, тарелка, апельсин). Выигрывает игрок который быстрее остальных подбирает к своей геометрической фигуре предметы
Дидактическая игра
«Соотнеси количество предметов на картинке с цифрой».
Игра для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Цель игры: закрепление счета в пределах 10.
Задачи: способствовать развитию логического мышления: умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; произвольного внимания, памяти, самопроверки и самоконтроля, зрительного восприятия, подготовка детей к изучению сложения и вычитания; тренировка быстроты реакции.
Правила игры: игрок берет карточку с изображением нескольких предметов (например 4 дерева, задача посчитать и найти карточку с цифрой и подставить к пустому полю быстрее остальных игроков (количество предметов на карточке должно соответствовать с цифрой)
Дидактическая игра
«Разговор по телефону»
Цель. Развитие пространственных представлений.
Игровой материал. Палочка (указка).
Правила игры. Вооружившись палочкой и проведя ею по проводам, нужно узнать, кто кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.
Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».
Дидактическая игра
«Рассели ласточек»
Цель. Упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.
Игровой материал. Вырезанные карточки с числами.
Правила игры. Играют двое. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально, а затем ласточек, сидящих по столбцам (вертикально).
Игроки выбирают любой ряд ласточек: или ласточек на проводах и соответствующие им два домика слева и справа, или ласточек и соответствующие им домики сверху и снизу. Затем первый игрок закрывает карточкой с числом свой домик. Число показывает, сколько птиц будет проживать в домике. Второй игрок должен расселить остальных птиц этого ряда или столбца. Он тоже закрывает свой домик карточкой с соответствующим числом. Необходимо перебрать все способы размещения птиц. Затем выбирается следующий ряд или столбец, и первым закроет свой домик второй игрок, а первый покажет карточкой число птиц, которые остались. Выигрывает тот, кто найдет больше способов расселения птиц в два домика.