Приложение МААМ

Игры по теме «Изучаем математику, играя…»

Анна АнатольевнаТерещенко
Игры по теме «Изучаем математику, играя…»
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая деятельность была и остаётся ведущим видом деятельности ребёнка. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания детей дошкольного возраста, но и закреплять представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игр способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное — освоению способов познания. Основными направлениями совершенствования педагогической работы в данном направлении являются, широкое использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений, как в образовательной, так и самостоятельной деятельности детей. В формировании элементарных математических представлений у дошкольников главное систематическое применение дидактических игр.

Публикация «Игры по теме „Изучаем математику, играя…“» размещена в разделах

В работе с детьми дидактические игры я разделила на несколько групп.

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентировки в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Так как внимание детей не устойчиво, то для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать. Для этого целесообразно проводить словесные дидактические игры с большим набором наглядности.

Знакомя детей с цифрами, я предлагаю такие игры — «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» — здесь дети могут нарисовать узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру», дети показывают цифры пальцами, руками, объединяются парами. Прямому, обратному, счёту, счёту вразнобой дети учатся в играх «Весёлый счёт», «Весёлая зарядка», «Мои первые цифры», «Посчитай углы», «Сколько этажей».

Игра «Волшебное ведёрко.

Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

Игровой материал и наглядные пособия : 10 маленьких ведёрок из-под майонеза, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

Описание: на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше»

Игра «Фантазер».

Материал : Цветные прищепки и картинки.

Описание: берутся картинки животных, овощей, насекомых и. т. д. Дети прикладывают листики к овощам и фруктам, иголки к ежику и. т. д. Это могут быть скрепкицветные или прищепки яркие, пользоваться этим материалом очень удобно. Дети меняются картинками и производят счет

(лапок, лучиков, листиков).

Игра «Разговор чисел».

Цель: закреплять прямой и обратный счет.

Игровой материал и наглядные пособия : мячик с числами.

Описание: дети получают мячикина котором есть число и становятся друг за другом по порядку. «Ребенок с числом 4» обращается «к соседнему с числом 5» : «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»? и. т. д. Цифры можно написать ярким маркером.

Игра «Ручеек».

Материал. Наборы карточек с цифрами от 1 до 10.

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота». В руках у них карточка с цифрой (любая цифра, от 3 до 10).

У остальных ребят в руках по одной цифре. Они разбегаются по комнате. По сигналу педагога «Ручеек в воротца!» дети встают парами так, чтобы образовалось вместе заданное на «воротах» число (например, надо составить число 8 (4 и 4; 1 и 7; 2 и 6; 0 и 8 и т. д.) «Ручеек» проходит через «ворота», которые пропускают только тех, кто не только правильно составил заданное число, но и сказал, как оно составлено. Игра продолжается, при этом меняются ведущие, цифра на «воротах» и цифры у детей. Усложнение -вместо цифр использовать карточки с кружками в количестве от 0 до 10

Очень часто предлагаю на своих занятиях игры с палочками — «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала выполняем простые задания. Например: выложить узор по образцу, по памяти, а затем задание усложнялось, предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).

Игра «Собери разбежавшиеся геометрические фигуры».

Цели: закреплять знание геометрических фигур; учить по рисунку (образцу) собирать геометрические фигуры в определенной последовательности в пространстве; поддерживать у детей желание играть. Игровой материал и наглядные пособия : набор цветных схем с изображением геометрических фигур и цветные геометрические фигуры для каждого ребенка.

Описание: дети выбирают себе любую геометрическую фигуру определенного цвета, но прежде выбирают ведущего, который будет собирать геометрические фигуры в определенном порядке. Под музыку или бубен дети бегают по групповой комнате или участку детского сада. Как только музыка останавливается, дети замирают на месте. Ведущий расставляет ребят согласно рисунку, изображенному на листе.

Геометрические фигуры могут быть в виде шапочек.

Игра «Заполни пустые клетки».

Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал и наглядные пособия : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Игра «Геометрическое домино».

Цель: закрепление знаний о свойствах геометрических фигур, развитие умения характеризовать и выделять фигуры по их признакам.

Ход игры : играющим необходимо предоставить по одинаковому комплекту геометрических фигур. Один из играющих выкладывает на стол одну из них. Задача второго выбрать из своего комплекта фигуру, отличающуюся от предыдущего игрока только одним каким-либо признаком. Например, если первая выложенная фигура – большой красный круг, то второй игрок можно выкладывать большой красный квадрат или большой синий круг, или маленький красный круг. Игру следует строить по принципу игры в домино.

Познакомив детей с днями недели, через игру «Разноцветные гномики» объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы назвали каждого гномика соответствующим днём недели. Дети с удовольствием играют в игру.

Игра «Живая неделька».

Описание: Для игры вызываю 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки гномика с разноцветными колпачками, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с красным гномиком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник, второй — с белым гномиком и т. д. Затем игра усложнялась, дети играют в «Неправильную недельку», где все дни недели смешались, они с удовольствием выстраивают гномиков.

Игра «Составь неделю».

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели. Материалы : Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение. Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и. т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами. Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и. т. д. Игра повторяется 2-3 раза. После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели, начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку. В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей — «Путешествие по комнате», «В гости к матрёшке», «Приключения зайчика». При помощи дидактических игр «Кот в сапогах», «Придумай пейзаж», «Замыслы архитекторов» и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от берёзы стоит дом, слева дома — кукла и. т. д.

Игра «Кто, что, где?».

В эту игру вы можете играть вдвоем с ребенком, а можете с группой детей. Игра заключается в следующем: вы задаете ребенку вопрос на ориентацию в пространстве, например, что слева от тебя или что позади тебя, и бросаете ему мяч. А он, сориентировавшись в пространстве, возвращает вам мяч, отвечая на вопрос. Если играют несколько детей, они встают в круг и перебрасываются мячом, задавая друг другу вопросы и отвечая на них. В этом случае уместен вопрос: «Кто слева- справа от тебя». Игра должна проходить в достаточно быстром темпе.

Использую в качестве дидактического материала книжки раскраски, предлагая ребенку закрасить предметы, находящиеся справа, слева, выше, ниже по отношению к одному из них.

Дидактическая игра «Линии и точки».

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Материалы : тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры : Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на мультимедийной доске проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

Дидактическая игра «Времена года».

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени Материалы : модель времени года. Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года» : квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные вкрасный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Игра «Расскажи про свой узор».

У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу круг, в левом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу овал, в правом нижнем углу прямоугольник, в середине треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игры по развитию логического мышления у дошкольников

Игра «Волшебники».

Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия : листы с изображением геометрических фигур.

Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру.

Игра «Логические концовки».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

-Лимон кислый, а сахар. (сладкий).

- Ты ходишь ногами, а бросаешь. (руками).

-Если стол выше стула, то стул. (ниже стола). И. т. д.

Игра «Вспомни быстрее».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных

и т. п.

Игра «Из чего сделано».

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Издерево можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши) Можно разнообразить математические игры с помощью мультимедийным оборудованием. Где с успехом закрепить в игровой форме счет, геометрические фигуры, время суток, показывая детям мультимедийные дидактические пособия, видеофильмы. Электронные пособия: «Арифметика-малышка», «Уроки тетушки Совы», «Занимательная математика для дошкольников», «Веселые уроки»,4+,5+,6-7 лет.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков«Развиваемся, играя». Мастер-класс по изготовлению игры на различение неречевых звуков «Развиваемся, играя!» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического.

Играем в математику (часть 2)Играем в математику (часть 2) Огромное спасибо тем педагогам кто знакомился с моим постом первой части "Играем в математику". Сегодня я хочу познакомить Вас с новыми.

Конспект занятия «Первые шаги в математику» по теме «Число 10. Состав числа 10» Цель: Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи. Познакомить с оранжевой палочкой Кюизенера, которая обозначает.

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Математику» по теме «Число и цифра 5. Геометрические фигуры. Быстро, медленно»Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в страну Математику» по теме «Число и цифра 5. Геометрические фигуры. Быстро, медленно» Тема: Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 5 и 4. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами. Быстро, медленно. «Путешествие.

Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт)Неделя игры и игрушки в детском саду. Растём, играя (фотоотчёт) Игра— это ведущий вид деятельности детей. Она является определяющим фактором в развитии личности. В игре дошкольник узнает, как себя.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Развивающие игры «Обучаемся, играя». ФотоотчетРазвивающие игры «Обучаемся, играя». Фотоотчет Начиная изучать с детьми буквы, я столкнулась с такой проблемой: некоторые родители учат детей «классическим» названиям букв. И возникает.

Рекомендации родителям «В игры играем — азбуку изучаем»Рекомендации родителям «В игры играем — азбуку изучаем» Рекомендации родителям «В игры играем - азбуку изучаем» Старшие дошкольники - интересный возраст. Ребятам любопытно все новое, они хорошо.

Родительское собрание «Учите математику, играя» Родительское собрание старшая группа "Учите математику играя" ЦЕЛЬ: Повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по теме «Изучаем математику, играя…»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 14:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по теме «Изучаем математику, играя…»» (включая файлы) размещена пользователем Анна АнатольевнаТерещенко (УИ 1215117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД