Анастасия Витченко
Родительское собрание «Учите математику, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание старшая группа "Учите математику играя"
ЦЕЛЬ: Повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей. Развитие взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания детей.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СОБРАНИЮ :
1. Подобрать литературу:
Публикация «Родительское собрание „Учите математику, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
-Т. И. Тарабарина «Учёба и игра : математика»;
- М. И. Фидлер «Математика уже в детском саду»;
- Т. И. Ерофеева «Математика для дошкольников»;
- Н. Г. Белоус «Математические развлечения в детском саду»;
- З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»;
- Б. П. Никитин «Развивающие игры для детей дошкольного возраста».
2. Организовать выставку дидактических игр и пособий по теме «Учите математику играя».
3. Подготовить материалы в папку-передвижку «Математические развлечения в детском саду».
4. Составить анкету для родителей.
5. Вместе с детьми приготовить красочные пригласительные билеты для родителей с текстом :
«Отложите дела ненадолго
И придите в пятницу к нам в сад.
Мы готовимся к встрече с Вами,
Будем рады увидеть Вас!»
6. Подготовить сообщение из опыта работы «Учите математику играя».
7. Оформить родительский уголок по теме : «Чтобы детям сопутствовал успех».
8. Записать на диктофон ответы детей на вопросы по теме.
9. Составить кроссворд для родителей «математические термины».
ПЛАН СОБРАНИЯ :
1. Сообщение из опыта работы «Учите математику играя»
2. Анкетирование родителей по теме собрания.
3.«Острое блюдо».
4.«Умники и умницы».
5. Результаты анкетирования.
Ход СОБРАНИЯ:
/Звучит музыка В. Шаинского «Дважды два четыре»/
Ведущий:
Уважаемые родители! Тема нашего разговора: «Развитие математических
способностей у детей дошкольного возраста средствами занимательной математики «Учите математику играя»».
Тема очень серьёзная, и на наш взгляд, раскрытие требует по крайней мере, ответить на вопросы:
•Что такое занимательный математический материал; его значение для развития детей?
•Как использовать занимательный материал в обучении детей?
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учё том возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать
математическим, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять, математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений.
Они настойчиво ищут ход решений, который ведёт к результату. В том числе, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её решения, планировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы её
решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат. Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к появлению у детей творчества, придумывание новых вариантов логических задач,
головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм»,
«Колумбово яйцо» и др.
Дети начинают осознавать, что в каждой из заинтересованных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
Занимательные развивающие игры, задачи интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения. Поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли.
Рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и
сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера.
Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов
решения в совершенно новые условия. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенности внимания на проблеме. Из многообразия математических
игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи – шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественным, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.
Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора.
Нежели познания в математике. Построение, содержание, вопросы в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математику.
Например:
•Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? /Двое/
•Сколько концов у палки? /Два/
•У какой фигуры нет ни начала, ни конца и другие.
Используйте в развитии ребёнка и занимательные вопросы, и логические концовки, и загадки, считалки. Пословицы, поговорки, задачи в стихотворной форме, различные головоломки, математические игры.
ПОМНИТЕ! Без нашей помощи ребёнку очень трудно. Следует приложить все свои силы и знания для развития вашего ребенка.
2. Анкета для родителей.
Предлагаем Вам ответить на вопросы анкеты. Заполняя анкету поделитесь успехами, трудностями, выскажите своё мнение, неудачи, занимаясь по данной проблеме со своими детьми; какую вы хотели бы получить помощь от педагогов, можете предложить что-то новое, интересное.
3. За круглым столом.
Итак, цель нашей встречи помочь друг другу в преодолении трудностей. Вы посмотрели непрерывно образовательную деятельность в форме КВН, увидели как занимаются Ваши дети, чему уже научились, над чем придётся поработать.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое занимательный математический материал?
2. Значение занимательного математического материала для всестороннего развития детей.
3. С какими приёмами вы не согласны?
4. Как предупредить возникновение возможных «тупиковых ситуаций» в математическом развитии детей?
Ещё К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьёзный учебный труд детей. Многие выдающиеся педагоги смотрели на игру, не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.
4. «Острое блюдо»
Ведущий:
Если Вам достался вопрос, который не понравился, передавайте его по кругу.
• Можно ли употреблять фразу: «Ты ничего не хочешь сам делать».
•Следует ли помогать ребёнку, если он не справляется с заданием?
•Можно ли раздражительно разъяснять ребёнку решение примера или
задачи?
•Можно ли рассказывать о неудачах ребёнка в присутствии
посторонних или родственников?
•Какие приёмы Вам помогают развить в ребёнке познавательный
интерес, желание заниматься?
•Необходимо ли проводить индивидуальную работу с ребёнком в
форме игры и игровых упражнений.
Ведущий:
Каждое общение ребёнка со взрослым должно не только давать ему знания,
представления и способы познания, но и вселять уверенность в собственных силах, показывать, что он может достигнуть положительных результатов при обучении математике, испытать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности.
5.«Умники и умницы
Ведущий:
Предлагаем Вам вернуться в школьные годы и отгадать кроссворд
«Математические термины». Удачи Вам!
Звучит тихо музыка, родители отгадывают кроссворд. В конце ведущий озвучивает правильные ответы, называет победителей-родителей, которые первым решили кроссворд, награждает их.
6. Результаты анкетирования.
Ведущий:
Итак, игры в сочетании с занятиями по математике являются важным
эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей и подготовке их к успешному обучению в школе. Мы надеемся, что сегодня встреча прошла с пользой для Вас, Ваших детей и для нас, педагогов дошкольного учреждения.
КРОССВОРД «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ»
Назвать известные математические термины
По горизонтали:
1. Структурная часть арифметической задачи.
2. Мера длины на Руси.
3. Арифметическое действие.
По вертикали:
1. Совокупность групп предметов. 4.
2. Пространственный признак предметов.
3. Установление взаимодействия между предметами и отрезками натурального ряда чисел.
4. Графическое выражение числа.
Ответы:
По горизонтали: По вертикали:
1. Вопрос 1. Количество
2. Сажень 2. Форма
3. Вычитание 3. Счёт
4. Цифра
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Ф. И. О___
2. Занимаетесь ли Вы математикой дома с ребёнком?___
3. Что мешает Вам заниматься с ребёнком?___
___
4. Какие игры, пособия по развитию математических способностей есть у Вас дома?___ .
5. Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребёнком?___
6. Нравится ли вашему ребёнку заниматься математикой?___
7. Используете ли Вы для развития умственных способностей ребёнка занимательную математику?___
8. Какие интересные упражнения, игры, задачи-шутки можете предложить другим детям?___
___
9. Какую бы Вы хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений___
___
Консультация для родителей
«Веселая математика дома»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в разных видах деятельности дома и в детском саду. Неоценимую помощь в овладении ребенком дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители. И только совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке. Поэтому можно порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка старшего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материал.
1. Математическая игра «Подбери колеса к вагончикам» Цель игры: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.
Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут). 2. Математическая игра «Составь цветок»
Цель игры: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур,
группируя их.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур или другого дидактического материала. Таким образом, можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.
3. Игра- упражнение «Соберем урожай»
Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи, счета овощей и фруктов.
Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на овал» или найди 3 все круглые предмет, сосчитай овощи и фрукты. В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.
4. «Собери бусы»
Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.
Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (или фигуры из кухонных целюлозных салфеток с ними удобнее работать, любые другие предметы. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд - дострой дорожку "правильными кирпичиками") :
5. Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»
Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль, развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.
Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.
Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать задачи познавательного развития детей. Основная цель использования дидактического материала : научить решать логические задачи на разбиение по свойствам; ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитие творческих способностей. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Цель использования палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по цвету и величине; освоение способов измерения с помощью условной мерки; развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов; развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике.
Играйте с ребенком с удовольствием!