МААМ-картинки

Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста

Татьяна Будникова
Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Узнавание неречевых звуков.

В работе используется пособие Ольги Суховой «Слушать интересно» (можно заменить музыкальными инструментами, записью неречевых звуков на флеш-карту и др.)

Инструкция:

1. Слушай внимательно - назови что звучит.

2. Слушай внимательно – покажи картинку.

3. Слушай звук, найди картинку, переверни.

4. Картинки перевёрнуты. Слушай, вспомни где картинка.

Публикация «Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Упражнение на развитие слуховой памяти. Ребёнку предлагается послушать подряд 3 (4,5 и более звуков). Он должен запомнить последовательность звуков и в этой последовательности сложить карточки в коробку, называя те звуки которые услышал.

2. Различение слов, близких по звуковому составу «Внимательные ушки»

1. Покажи картинку, если произнесу слово правильно. Инструкция: гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса. фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка. баман, панан, ваван, банан, бавансуска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.

Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.

2. Покажи картинку: различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу. Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где суп-зуб, удочка-уточка, дрова-трава. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

3. Инструкция: Посмотри на картинки. Я буду их называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть. Например: мак, рак, лак, сок, сук, лужи, лыжи.

3. Дифференциация слогов, слов.

Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие - шипящие.

Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв экраном).

Да-та-да

Ба-па-ба

Га-ка-га

Са-ша-са

Ча-тя-ча

За-жа-за

За-са-за идр.

кот— год— ход

дом— дам— дым

бак— бык— бок

копка— кепка— папка

Ориентируемся на возраст ребенка:

4 года — серии из двух слогов

5 лет — серии из двух-трех слогов

6 лет — серии из трех слогов, слов.

Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.

4. Дифференциация фонем.

Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа.

«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.

Инструкция:

а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м] (с 4 лет)

Материал ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.

б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м» — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет)

Материал ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.

в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м» — выделение звука из ряда слов (с 4 лет)

Материал ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.

Навыки звукового анализа и синтеза.

5. Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет)

Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.

Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д».

Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).

6. Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):

а) Вычленение первого согласного звука из слов.

Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д. ;

Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.

б) Вычленение последнего звука из слов.

Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д. ;

Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.

в) Определение места звука в слове.

Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д. ;

г) Определение последовательности звуков в слове.

Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5: мак, суп, лук, каша, рама, школа.

Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д. ; Назови их по порядку

д) Определение количества звуков в слове — количественный анализ. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5: Дом, бык, рак, луна, совы, банан, лампа.

Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д. ;

е) Определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ. Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».

Исследование фонематического синтеза.

8. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.

9. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.

10. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)

Инструкция:

Назови слова, в которых есть звук ш.

Назови слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков (предлагается ряд картинок).

Разработано множество методик по обследованию фонематических процессов речи у детей, но каждый педагог в праве сам выбирать или самостоятельно разрабатывать методику обследования.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста»Методическое пособие «Дидактические игры с пластиковыми крышечками для детей дошкольного возраста» Интересное занятие Нам придумали воспитатели. Из обыкновенных крышек Красивый узор у нас вышел. Описание: пособие предназначено для.

Методическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Книга про книги. Ливинбук» для детей старшего дошкольного возраста Данное методическое пособие создано для детей старшего дошкольного возраста. Оно соответствует ФГОС ДО, учитывает требования обогащения.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день-новое открытие» 5 частьМетодическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день-новое открытие» 5 часть ДИАГНОСТИКА Что должны знать дети 6-7 лет о живой природе. РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 7 видов комнатных растений,.

Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие». Часть 6 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ. 1. Представления. Цель: Выявить характер представлений ребенка о живом. 1. Как ты узнал, что все это живое? 2. Почему.

Методическое пособие по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Сезонное дерево»Методическое пособие по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста «Сезонное дерево» Данное методическое пособие состоит, из четырех сторон, которые соответствуют, определенному времени года. Каждая сторона наделена приметами.

Методическое указание к картине «Строим дом» для развития речи детей младшего дошкольного возраста Содержание картины. Дети играют на полу со строительным материалом. Мальчики строят дом. Один из них устанавливает флажок на верху постройки,.

Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка»Многофункциональное методическое пособие для детей дошкольного возраста «Большая стирка» Дети первой младшей группы "Незабудка" очень полюбили игры с прищепками. Постепенно сами или с помощью воспитателей, они усвоили технику.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 15:54
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Будникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД