Татьяна Будникова
Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Узнавание неречевых звуков.
В работе используется пособие Ольги Суховой «Слушать интересно» (можно заменить музыкальными инструментами, записью неречевых звуков на флеш-карту и др.)
Инструкция:
1. Слушай внимательно - назови что звучит.
2. Слушай внимательно – покажи картинку.
3. Слушай звук, найди картинку, переверни.
4. Картинки перевёрнуты. Слушай, вспомни где картинка.
Публикация «Методическое пособие для обследования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Упражнение на развитие слуховой памяти. Ребёнку предлагается послушать подряд 3 (4,5 и более звуков). Он должен запомнить последовательность звуков и в этой последовательности сложить карточки в коробку, называя те звуки которые услышал.
2. Различение слов, близких по звуковому составу «Внимательные ушки»
1. Покажи картинку, если произнесу слово правильно. Инструкция: гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса. фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка. баман, панан, ваван, банан, бавансуска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Ошибкой считается показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
2. Покажи картинку: различение слов, близких по звуковому составу, но разных по смыслу. Инструкция: посмотри на картинки (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где суп-зуб, удочка-уточка, дрова-трава. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.
3. Инструкция: Посмотри на картинки. Я буду их называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть. Например: мак, рак, лак, сок, сук, лужи, лыжи.
3. Дифференциация слогов, слов.
Цель: определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость- мягкость, свистящие - шипящие.
Инструкция: «Слушай внимательно и повтори за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, прикрыв экраном).
Да-та-да
Ба-па-ба
Га-ка-га
Са-ша-са
Ча-тя-ча
За-жа-за
За-са-за идр.
кот— год— ход
дом— дам— дым
бак— бык— бок
копка— кепка— папка
Ориентируемся на возраст ребенка:
4 года — серии из двух слогов
5 лет — серии из двух-трех слогов
6 лет — серии из трех слогов, слов.
Если ребенку недоступно задание по воспроизведению серии из 3 слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из 2 слогов.
4. Дифференциация фонем.
Цели: Исследование навыков дифференциации фонем. Проверка готовности к формированию звукового анализа.
«Поймай звук» — выделение заданного звука из ряда звуков.
Инструкция:
а) хлопни в ладоши, если услышишь звук [м] (с 4 лет)
Материал ряд звуков: м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком «м» — выделение звука из ряда слогов (с 4 лет)
Материал ряд слогов: ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «м» — выделение звука из ряда слов (с 4 лет)
Материал ряд слов: мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Навыки звукового анализа и синтеза.
5. Выделение начального ударного гласного из слова (с 5 лет)
Материалом служат слова: Аня, Оля, аист, Ира, осы, утка и др.
Инструкция: «Послушай внимательно и назови первый звук в слове Аня и т. д».
Если ребенок затрудняется назвать звук, логопед называет слова, утрированно выделяя первый звук (ооосы, ОООля и т. д.).
6. Исследование сложных форм фонематического анализа (с 6 лет):
а) Вычленение первого согласного звука из слов.
Инструкция: «Послушай и назови первый звук в слове дым?» и т. д. ;
Материалом служат слова: дым, щука, трава, кошка, воробей, булка и др.
б) Вычленение последнего звука из слов.
Инструкция: «Послушай и назови последний звук в слове дом?» и т. д. ;
Материалом служат слова: дом, танк, камыш, ключ, муха, барабан и др.
в) Определение места звука в слове.
Инструкция: «Где ты слышишь звук [р] в слове «рука» в начале, середине или в конце?» и т. д. ;
г) Определение последовательности звуков в слове.
Для этого анализа сначала предлагаются слова из 3 звуков, потом из 4 и 5: мак, суп, лук, каша, рама, школа.
Инструкция: «Назови первый звук в слове суп [с]. Какой звук стоит после звука [с] в слове суп? [у]. Какой звук ты слышишь после звука [у] суп? [п]?» и т. д. ; Назови их по порядку
д) Определение количества звуков в слове — количественный анализ. Сначала логопед предлагает ребенку слова из 3 звуков, потом из 4 и 5: Дом, бык, рак, луна, совы, банан, лампа.
Инструкция: «Сколько звуков ты слышишь в слове бык?» и т. д. ;
е) Определение места звука в слове по отношению к другим звукам — позиционный анализ. Инструкция: «Подумай, между какими звуками находится звук [о] в слове сом?» или «Назови соседей звука [ы] в слове дым, какой звук слышится перед звуком [ы], после звука [ы]».
Исследование фонематического синтеза.
8. Составление слов из отдельных звуков в ненарушенной последовательности.
Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово м, а, к — мак» и т. д.
9. Составление слов из отдельных звуков в нарушенной последовательности.
Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово. Звуки поссорились, поставь их рядом д, м, о — дом» и т. д.
10. Фонематические представления (способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений)
Инструкция:
Назови слова, в которых есть звук ш.
Назови слова, в которых 4 звука, 5 звуков.
Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков (предлагается ряд картинок).
Разработано множество методик по обследованию фонематических процессов речи у детей, но каждый педагог в праве сам выбирать или самостоятельно разрабатывать методику обследования.