Любовь Захарова
Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Бабушкин сундук»
▼ Скачать + Заказать документы
1.0 Введение
1. 1Актуальность:
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Публикация «Методическое пособие для центра патриотического воспитания „Бабушкин сундук“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Темочки
Воспитание патриотических чувств является одной из глобальных задач воспитания. Изучение педагогической литературы показывает, что во все времена уделялось большое внимание воспитанию любви к Родине, дому, близким. При этом проблема воспитания патриотических чувств остается, так как необходимо искать пути создания условий для патриотического воспитания для детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Актуальность данной проблемы определила выбор темы лэпбука «Бабушкин сундук».
Познавательное содержание пособия обусловлено Типовой образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» и воспитательно-образовательной программой «Донбасс – мой край родной». Методическое пособие разработано с учетом возрастных особенностей детей среднего - старшего дошкольного возраста и реализует поставленные цели и потребности к знаниям детей дошкольного возраста. Пособие направлено на воспитание уважения, интерес к обычаям, традициям и фольклору своего народа, создает у детей представления о жизни народа в разные исторические эпохи, его культуре развивает интерес к устному - народному творчеству, знакомит с народными промыслами, развивает личностную культуру ребенка, как основу его любви к Родине.
Предназначена данная разработка для использования воспитателями, как на занятиях, так и только в игровой деятельности воспитанников. Так же использовать лэпбук можно на разных этапах усвоения, проверки или закрепления знаний.
1. 2Цель: воспитание у детей патриотизма при ознакомлении с народными промыслами, устным народным творчеством, народными инструментами и играми; обеспечение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности в процессе освоения пособия, развитие чувства гордости к своим предкам.
Задачи: воспитание умения активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участие в совместной деятельности, формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей, обогащение и активизация словаря детей, развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативности, мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления). Содействовует лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта.
1.3 Описание особенностей, новизны.
Новизна пособия заключается в том, что оно построено на художественно-эстетическом развитии дошкольников, сочетающее опору на культурные традиции, декоративно-прикладное искусство, народную мудрость, творчество и применение современных средств образования воспитанников, в частности –создание накопительной папки (лэпбука). Особенностью данного лэпбука является то, что благодаря соединению частей пособия «пружиной», содержание папки может меняться и обновляться в зависимости от цели, задач и темы образовательной деятельности. Например, содержание данного лэпбука, при необходимости, может раскрывать более узкую тему («Игрушки из бабушкиного сундука», «Народные росписи» и др.)
2.0 Основная часть.
2. 1 Теоретическая часть: Методическое пособие «Бабушкин сундук» - это авторская разработка, которая отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Систематическое использование папки с поэтапным усложнением приведёт к ожидаемому результату, послужит фундаментом для закладки базовых знаний о народных традициях. Лэпбук «Бабушкин сундук» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.2 Практическая часть
1. Дидактическая игра (пазлы) " Народные промыслы "
Игра способствует эстетическому развитию ребенка. Она поможет познакомить воспитанников с культурными традициями нашего народа.
Комплектация:
В комплекте 5 полей: «Гжельская керамика», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Жостовские подносы». Поле состоит из центрального рисунка и 4-х подсоединяемых к нему карточек.
Размер игрового поля - 13,5 см.
Правила игры: Перед игрой нужно познакомить ребенка с полями и рассказать ему о русских народных промыслах. Для начала игры нужно карточки отсоединить и перемешать. Затем ребенок подсоединяет карточку к соответсвующему по стилю центральному рисунку.
2. Игра - лото «Русский сувенир». Разработка: Жданова Л. В.
В процессе игры дети не только знакомятся с видами художественных промыслов, но и развивают внимание, логическое мышление и мелкую моторику рук.
Комплектация:
В игре 8 карт и детали узоров.
Правила игры:
Перед игрой нужно познакомить ребенка с полями и рассказать ему о русских народных промыслах. Дети налаживают элементы узоров на соответствующие пробелы.
3. Дидактическая игра Дидактическая игра «Оденем куклу»
Игра формирует навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжает учить детей запоминать и называть предметы одежды, Закрепляет знания об особенностях национального костюма и его элементах.
Учит детей находить сходство и отличие повседневной одежды с национальной одеждой. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.
Комплектация:
Две куклы из плотного картона: мальчик и девочка.
Набор предметов одежды для мальчика
Набор предметов одежды для девочки
Правила игры:
1 вариант: Воспитатель называет время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.
2 вариант: Ребёнку предлагается одеть куклу из картона в национальный костюм. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
4. Мини-книжка «Народные промыслы» (включает основную информацию о народных промыслах, по которой ребенок может сравнивать их и отличать друг от друга).
5. Мини-книжка «Народные музыкальные инструменты» (включает основную информацию о народных музыкальных инструментах, по которой ребенок может знакомиться с ними, сравнивать их и отличать друг от друга.)
6. Мини-книжка «Загадки» (знакомит детей с национальным фольклором, приобщает их к общечеловеческим ценностям, развивает образное, ассоциативное, логическое мышление и речь, прививает интерес и уважение к истории, жизни предков.)
7. Мини-книжка «Пословицы» (знакомит детей с пословицами, учит ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, четкому и звонкому произношению, интонационно окрашивать свою речь, прививает интерес к народному фольклору.)
8. Мини-книжка «Считалки» (знакомит детей со считалками, развивает память и чувство ритма.)
9. Мини-книжка «Подвижные народные игры» (знакомит детей с народными подвижными играми, способствует развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребенка, мыслительных операций через игру.
10. Книга «Небылицы» (знакомит с небылицами, уточняет и расширяет элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях.)
11. Иллюстрации «Народная игрушка» (знакомит детей с разнообразием народных игрушек, прививает любовь к национально-самобытным и общечеловеческим сторонам жизни.)
12. Ширма для театрализации народных сказок (разыгрывание проблемных ситуаций и т. д.) (Формирует коммуникативные способности детей с использованием театрализованной деятельности, учит понимать идейное содержание произведений, развивает память, внимание, игровое воображение, способствует развитию координации движений, выразительности и силы голоса, воспитывает положительно-личностные качества за счет усвоения эталонов поведения персонажей сказки.)
2.3. Дидактическая часть.
Описание комплектации и использования в образовательной деятельности с помощью фото.
3.0 Заключительная часть
Апробация представленного дидактического пособия носила долгосрочный характер. Лэпбук использовался для ознакомления с народным творчеством и как материал закрепляющего характера. С помощью пособия у детей дошкольного возраста формируется нравственнопатриотическое отношения и чувство сопричастности к малой родине.
4.0 Содержание
1.0Введение …. ….….2
1.1Актуальность. …. ….3
1.2Цели, задачи … ….….3
1.3 Особенности и новизна…3
2.0 Основная часть …. ….4
2.1 Теоретическая часть ….…. 4
2.1 Практическая часть …. … 4
2.3 Дидактическая часть …. 8
3.0 Заключительная часть….10
4.0 Содержание ….10
5.0 Список литературы …. ….11
5.0. Список литературы
1. Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
2. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
3. Воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс – мой край родной»
4. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /
Н. В. Алешина. - М. : Просвещение, 2008. - 67 с.
5. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст] / В. П. Аникин. - М. : Вече, 1999. - 139 с.
6. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры [Текст] : метод. пособие / В. П. Ватаман. - М. : Просвещение, 2008. - 213 с.
7. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова - СПб. : Детство-Пресс, 1999. - 234 с.
8. Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. - М. : Просвещение, 2005. -134 с.