Юлия Перевалова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использование пальчиковых игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор, компьютер. Они все реже и реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Известно, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Она должна стать важной частью развития детской речи.
Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет большое значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры, выполнять различные упражнения с пальчиками. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Цель:
Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Задачи:
Обучающие:
— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;
— накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на
развитие мелкой моторики.
Развивающие :
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
— развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные:
— воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- самомассаж рук.
Методы и приемы:
-словесный метод;
-Наглядно-действенный метод обучения;
-Практический метод;
- Игровой метод.
Приёмы развития мелкой моторики рук.
- Массаж кистей и пальцев рук. ( Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти).
- Ежедневные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками).
- Работа с предметами и материалом (пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
- Пальчиковый театр.
- Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
- Выкладывание фигур из счетных палочек, палочек Кюизенера.
- Игры с предметами домашнего обихода.
Система работы представлена по следующим направлениям:
• В образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика и упражнения во второй половине дня);
• Работа с родителями - консультации и беседы.
• Ожидаемый результат в конце года:
У детей :
Формирование правильного звукопроизношения, умения четко говорить, совершенствовать память, способность согласовывать движения и речь.
Развитие умения переключать внимание, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
У родителей:
Повышение интереса родителей по данной теме, к проблеме развития речи своих детей;
Формирование интереса к развитию речи детей, через пальчиковые игры и упражнения;
Возникновения желания продолжить работу по данной проблеме;
У педагога
Повышение профессиональной компетентности педагога;
Разработка консультативного материала для родителей по данной проблеме;
Пополнение методической копилки новыми материалами;
Продолжать работу по развитию речи с помощью пальчиковых игр и упражнений.
В своей работе я постаралась раскрыть взаимосвязь развития речи детей младшего возраста с развитием мелкой моторики. Для этого мною проводилась индивидуальная диагностика каждого ребёнка. Детям предлагались различные задания сначала по мелкой моторике пальцев рук, а затем по развитию речи. На основе проведённых наблюдений и обследований, у детей младшего возраста была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Диагностика речевого развития показала, что 60% воспитанников моей группы имеют низкий уровень сформированности речи, 40% - средний. На основе полученных данных была спроектирована работа по развитию речи детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики, так как речь ребенка и мелкая моторика тесно взаимосвязаны.
Работу построила по следующим направлениям:
1. Организация совместной деятельности взрослого с детьми (в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов).
2. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
Для реализации поставленных задач
Наметила следующий план работы:
1. Изучить необходимую литературу.
2. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.
3. Организовать развивающую среду в группе.
4. Разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
5. Провести работу с детьми по развитию речи посредством развития мелкой моторики рук.
В своей педагогической работе я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики у детей :
- Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика с использованием значков Emoqi .
Пальчиковые игры дают возможность развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
- Составление фигур из счетных палочек, палочек Кюизера.
В работе с дошкольниками я использую счетные палочки, палочки Кюизенера. Развивают ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, об основных цветах, закрепляют понятие «один-много».Помогают детям овладеть конструктивными навыками. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как ее сложить.
- Использование сухого бассейна.
Сухой бассейн представляет собой пластиковую коробку, наполненную крупой. Разработаны задания, позволяющие развивать мелкую моторику рук в форме игры и попутно развивать речь детей : Можно рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки. Шагать по ней пальчиками. Найти спрятанную игрушку и на ощупь определить, что это.
- Сортировка круп.
Детям предлагаются перемешанные в одной коробке крупы, и малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь определенным принципом (по размеру, цвету, форме). Необходимо следить, чтобы ребенок брал по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами
- Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.
Для этого нужно подобрать сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предлагается малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.
- Использование прищепок.
Прищепки – прекрасный способ тренировать щипковый захват у детей. Кроме того, система заданий, направленная на развитие речи, делает упражнения с прищепками интересными, познавательными. Необходимо иметь 50 – 70 прищепок разного цвета, фигуры из картона (желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля); фигура ежика (без иголок, дерево без листьев). На этом этапе работы ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.
- Нанизывание.
Материал для нанизывания используется самый разнообразный : пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Учу детей брать бусины двумя пальцами или щепотью, другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. В настоящее время в продаже есть разнообразные игрушки, в основу действий с которыми положен принцип нанизывания.
- Шнуровка. Шнуровка – это продергивание шнурка в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов, в которых сделаны отверстия- дырочки. Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной; яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
- Игра с пазлами.
Пазлы – это картинка, - головоломка, которую надо составить из отдельных кусков.
В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук. Пазлы бывают разного размера и выполнены из разного материала.
- Вдавливание деталей в пластилин.
Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук. Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха.
- Использование мозаики.
В своей работе использую разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, напольные.
Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет», затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
- Раскручивание и закручивание крышек.
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.
- Функциональные застежки.
Советую начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков, навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальные дидактические игрушки. Такие игрушки можно купить (куклы, в деталях одежды которых используются разные виды застежек) или изготовить своими силами (например, зайчик, у которого лапки пристегиваются при помощи пуговиц или кнопок).
- Самомассаж карандашами,шишками, шариками «Су-Джок».
С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели хорошо использовать шарики Су-Джок они укалывают детские ладошки, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
- Определи на ощупь.
Детям предлагается определить на ощупь сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. При перебирании пальчиками фасоли, у ребенка улучшается микроциркуляция крови; монотонные действия концентрируют внимание, а в целом этот вид деятельности доставляет ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.
Взаимодействие с родителями.
Одно из важнейших направлений в моей работе является взаимодействие с семьями воспитанников по данной проблеме. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», «Играем пальчиками - развиваем речь». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в детском саду и семье. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране всю информацию для родителей выкладываю в родительский чат, через мессенджер Whatsapp. Родительские собрание проводились через приложение Zoom. Пальчиковые игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Результативность работы.
В результате опыта работы удалось достичь положительных результатов. Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему пальчиковых игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами, дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью. Происходит развитие языковой способности. Дети лучше идут на контакт с незнакомыми и малознакомыми детьми из других групп на совместных прогулках, охотнее отвечают на вопросы.
Родители стали больше времени уделять совместному времяпровождению, пальчиковые игры и различная деятельность по развитию мелкой моторики продолжается дома. Взрослые обращаются за помощью в подборе песенок и потешек для разучивания в домашних условиях.
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе. Систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приемов пальчиковых игр, эффективно помогает развивать мелкую моторику и благотворно влияет на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.