Ольга Боброва
Методическое обеспечение развития ребенка по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире появилась проблема в обучении математике дошкольников. Все это происходит из-за стремительно развивающейся науки – математики, которая проникла во все, практически, области науки и знаний.
Публикация «Методическое обеспечение развития ребенка по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Сам предмет математика - сложная в освоении наука и может вызывать трудности, в дальнейшем, в ее изучении. Не у всех детей есть тяга к точным наукам и многие не имеют математического мышления. Так, что развивая в детском саду любовь и интерес к занятиям по математике, облегчит дальнейшее изучение в школе данной науки.
В нашем детском саду педагоги применяют различные методики формирования элементарных математических представлений. Например, пособие Помораевой И. А. и Позиной В. А. Это пособие адресовано воспитателям, работающим по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений с учетом закономерностей становления и развития познавательной деятельности и возрастных возможностей детей. Предложенная система работы включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию ЭМП; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности. Сюжетность материала и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Методика работы не предполагает прямого обучения, а подразумевает создания ситуации содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий.
Знания, полученные на занятиях по ФЭМП, необходимо закрепить в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми можно использовать рабочую тетрадь "Математика для малышей". В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов.
Также используется авторская парциальная программа В. П. Новиковой "Математика в детском саду". В учебно-методический комплект программы входят методические и наглядно-дидактические пособия, раздаточный материал, рабочие тетради. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей ЭМП. Большинство конспектов сочетает математические задачи с другими видами детской деятельности и носит интегративный характер. Предполагаются самостоятельное решение детьми задач, выбор приемов и средств, проверка правильности решения. Обучение включает как прямые, так и опосредованные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию. Предполагаются различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. В процессе занятий дети знакомятся с величиной формой предметов, пространственными и временными ориентирами, количеством. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх.
Я работаю по программе Е. В. Колесниковой "Математические ступеньки".
Данная программа и учебно-методический комплект по ее реализации:
• соответствует принципу развивающего обучения, цель которого развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
• строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
• обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основополагающими в программе являются:
• положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии;
• теория А. В. Запорожца об амплификации (обогащении) ребенка средствами разных "специфических детских видов деятельности;
• возрастная теория периодизации Д. Б. Эльконина.
Лейтмотив программы - древняя пословица "Я слышу - и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю". Основные методы обучения : словесные, наглядные, практические задания, проблемно-поисковые.
Цикл "Математические ступеньки" представлен следующими пособиями:
1. Математика для детей 3-4 лет.
2. Я начинаю считать. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет.
3. Математика для детей 4-5 лет.
4. Я считаю до 5. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет.
5. Математика для детей 5-6 лет.
6. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.
7. Математика для детей 6-7 лет.
8. Я считаю до 20. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.
9. Цвет и форма (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми заданиями для детей 3-5 лет.
10. Форма и цвет (моделирование из геометрических фигур с линейками-трафаретками). Альбом с игровыми заданиями для детей 5-7 лет.
11. Я решаю логические задачи. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
12. Я составляю числа. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
13. Диагностика математических способностей детей 4-7 лет.
Задания сгруппированы по следующим разделам:
1. Количество и счет.
2. Геометрические фигуры.
3. Величина.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
6. Логические задачи.
Ребенку предоставляется возможность выполнять задание самостоятельно, а самое главное - самому оценивать правильность его выполнения и самостоятельно исправлять ошибки.
Иллюстрированный материал в рабочей тетради связан с решением математической задачи и позволяет увлечь детей отгадыванием загадок, закрепить знания о предметах и явлениях окружающего мира. Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.
Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий позволяют педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый метод обучения, а также метод практических заданий.
Физкультминутки, которые органически входят в занятия, представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и математических понятий.
Основное назначение данной программы:
• помочь педагогам в подготовке и проведении занятий по ФЭМП в каждой возрастной группе дошкольного учреждения;
• предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическими знаками, геометрическими фигурами и т. д. ;
• способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;
• развивать математические способности;
• подготовить к следующему этапу обучения.