МАРИЯ ОДИНЦОВА
Методическое объединение «Повышение интереса у дошкольников к окружающему миру в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд.
Тема моего методического объединения : «Повышение интереса у дошкольников к окружающему миру в процессе игровой деятельности детей».
Основная цель выступления – представление опыта работы по использованию игр для повышения у дошкольников интереса к окружающему миру.
2 слайд.
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Темочки:
В федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном 17 октября 2013 года, говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности (цель). Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения!»
Формирование познавательного интереса к окружающему миру является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость, успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Сергей Леонидович Рубинштейн – советский психолог и философ.
3 слайд.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город и мир природы. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.
ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет играм. Но еще задолго до принятия стандарта Даниил Борисович Эльконин ((1904-1984) Специалист в области детской и педагогической психологии установил, что игровая деятельность ребенка влияет на его психическое, интеллектуальное и нравственно-волевое развитие.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
4 слайд.
Игровые технологии в детском саду - это ключик к каждому ребенку. Они по праву занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.
Виды игр разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка.
На самом деле, все игры делятся на три вида: творческие игры, игры с правилами и народные игры. Творческие игры – это игры, придуманные самими детьми, игры с правилами – это игры по определенным условиям. Основная градация игр устанавливается условно, самим педагогом, и она может быть различной.
За три года моей работы у меня сформировалось ТАКОЕ (жест рукой) деление на виды игр.
5 слайд.
Нельзя говорить о полноценном развитии дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены уголки для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, уголки для чтения и наблюдения за живой природой и др.
В условиях моего ограниченного времени я могу рассказать только о некоторых из них.
6 слайд
Дидактическая игра.
Я считаю, что деятельность должна направлять умственную активность ребенка на поиск и использование имеющихся у него знаний для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста воспитанников, я широко использую дидактические игры, предлагая детям несложные умственные задачи. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Цель дидактической игры – обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных способностей. Но порой бывает сложно не перейти во время такой игры на обычное обучение детей. Чтобы этого не происходило, я предлагаю детям такую игру, которая вызывает эмоциональную реакцию ребенка, формирует положительное отношение к окружающему миру. Ребенок в игре переживает все ее стороны, на полном серьезе воспринимая ее содержание.
7 слайд
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра может быть развёрнута на основе различных событий жизни. Хорошо в таких играх развиваются коммуникативные качества, общение ребенка со сверстниками и взрослыми, формируется уважительное отношение к сообществу взрослых и детей.
Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших.
То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
8 слайд
Театрализованная игра.
Это один из самых эмоциональных и горячо любимых детьми видов игр. Дети с огромным удовольствием примеряют на себя роли и в сказках («Теремок», палисадник которого надо украсить цветами, и в образовательной деятельности(«Как лесные звери к зиме готовились») и в свободной самостоятельной деятельности («Кто поможет маленьким деткам отыскать маму»).
Участвуя в театрально-игровой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно.
9 слайд
Игра с природным материалом
Это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Дошкольникам очень нравятся такие игры, которые напрямую связаны с окружающим миром. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. В результате появляются различные поделки, созданные руками детей. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
10 слайд
Подвижная игра.
Подвижные игры тесно связаны с окружающим миром, с явлениями живой и неживой природы. Дети в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них познавательного интереса. Подвижные игры способствуют так же физическому развитию детей, ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстроту, координацию движений.
11 слайд
Интеграция игровой деятельности детей : объединение различных видов игр по разным образовательным областям. Например, сюжетно-ролевая и дидактическая игра в свободной самостоятельной деятельности может совмещаться очень широко. Идея совмещения игр не нова. Еще в прошлом веке АвгУста А. Смоленцева исследовала эту тему. По инициативе воспитателя в свободное время организуется разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которых скрупулезно вписаны математические операции. Они выполняются как ролевые действия, но проводятся не приблизительно, «понарошку», а выполняются точно. Такие игры я называю сюжетно-дидактическими. Таким образом, дети и совершенствуют свои познавательные умения, и развивается игровая деятельность в целом.
12 слайд
Общение с родителями – это огромная ценность для ребенка. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.
Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», -раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»
Так как большую роль в процессе формирования познавательного интереса у дошкольников играют родители, то я стараюсь привлекать к работе и их.
Для повышения педагогической культуры родителей я провела:
• родительское собрание «Игра – дело серьезное»;семинар – практикум «Игры с детьми дома»;
• консультации «Игры на прогулке», «Значение дидактических игр в развитии детей», «Игрушка в жизни ребенка», Какие игрушки необходимы детям», «Воспитание дружеских отношений в игре» и другие,игровые тренинги
13 слайд
Анализируя свой педагогический опыт, и проводя мониторинг образовательных результатов, я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игр,ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Каждое занятие я стараюсь оснащать максимально возможным набором игрового материала. И этот процесс я бы назвала накопительным.
14 слайд
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект. Поэтому я экспериментирую,заинтересовываю, удивляю, делаю успешными своих детей.
15 слайд
Спасибо за внимание!
1 слайд.
Тема моего методического объединения : «Повышение интереса у дошкольников к окружающему миру в процессе игровой деятельности детей».
Основная цель выступления – представление опыта работы по использованию игр для повышения у дошкольников интереса к окружающему миру.
2 слайд.
Дошкольное детство — самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
В федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном 17 октября 2013 года, говорится о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности (цель). Каждый ребенок должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения!»
Формирование познавательного интереса к окружающему миру является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость, успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Сергей Леонидович Рубинштейн – советский психолог и философ.
3 слайд.
Окружающий мир многообразен. Это и семья, и детский сад, и родной город и мир природы. Это мир взрослых, с которыми ребенок общается, мир предметов, которые помогают ему познавать окружающую действительность.
ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет играм. Но еще задолго до принятия стандарта Даниил Борисович Эльконин ((1904-1984) Специалист в области детской и педагогической психологии установил, что игровая деятельность ребенка влияет на его психическое, интеллектуальное и нравственно-волевое развитие.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
4 слайд.
Игровые технологии в детском саду - это ключик к каждому ребенку. Они по праву занимают важное место в воспитании подрастающего поколения.
Виды игр разнообразны по форме и содержанию и не отличаются от обычной игровой деятельности ребенка.
На самом деле, все игры делятся на три вида: творческие игры, игры с правилами и народные игры. Творческие игры – это игры, придуманные самими детьми, игры с правилами – это игры по определенным условиям. Основная градация игр устанавливается условно, самим педагогом, и она может быть различной.
За три года моей работы у меня сформировалось ТАКОЕ (жест рукой) деление на виды игр.
5 слайд.
Нельзя говорить о полноценном развитии дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены уголки для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, уголки для чтения и наблюдения за живой природой и др.
В условиях моего ограниченного времени я могу рассказать только о некоторых из них.
6 слайд
Дидактическая игра.
Я считаю, что деятельность должна направлять умственную активность ребенка на поиск и использование имеющихся у него знаний для решения конкретной новой задачи. Чем интереснее такая деятельность, тем больший эффект она дает. Учитывая особенности возраста воспитанников, я широко использую дидактические игры, предлагая детям несложные умственные задачи. В дидактических играх познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.
Цель дидактической игры – обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных способностей. Но порой бывает сложно не перейти во время такой игры на обычное обучение детей. Чтобы этого не происходило, я предлагаю детям такую игру, которая вызывает эмоциональную реакцию ребенка, формирует положительное отношение к окружающему миру. Ребенок в игре переживает все ее стороны, на полном серьезе воспринимая ее содержание.
7 слайд
Сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра может быть развёрнута на основе различных событий жизни. Хорошо в таких играх развиваются коммуникативные качества, общение ребенка со сверстниками и взрослыми, формируется уважительное отношение к сообществу взрослых и детей.
Для того чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших.
То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
8 слайд
Театрализованная игра.
Это один из самых эмоциональных и горячо любимых детьми видов игр. Дети с огромным удовольствием примеряют на себя роли и в сказках («Теремок», палисадник которого надо украсить цветами, и в образовательной деятельности(«Как лесные звери к зиме готовились») и в свободной самостоятельной деятельности («Кто поможет маленьким деткам отыскать маму»).
Участвуя в театрально-игровой деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно.
9 слайд
Игра с природным материалом
Это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Дошкольникам очень нравятся такие игры, которые напрямую связаны с окружающим миром. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. В результате появляются различные поделки, созданные руками детей. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
10 слайд
Подвижная игра.
Подвижные игры тесно связаны с окружающим миром, с явлениями живой и неживой природы. Дети в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них познавательного интереса. Подвижные игры способствуют так же физическому развитию детей, ребенок совершенствует такие качества, как ловкость, быстроту, координацию движений.
11 слайд
Интеграция игровой деятельности детей : объединение различных видов игр по разным образовательным областям. Например, сюжетно-ролевая и дидактическая игра в свободной самостоятельной деятельности может совмещаться очень широко. Идея совмещения игр не нова. Еще в прошлом веке АвгУста А. Смоленцева исследовала эту тему. По инициативе воспитателя в свободное время организуется разнообразные сюжетно-ролевые игры, в которых скрупулезно вписаны математические операции. Они выполняются как ролевые действия, но проводятся не приблизительно, «понарошку», а выполняются точно. Такие игры я называю сюжетно-дидактическими. Таким образом, дети и совершенствуют свои познавательные умения, и развивается игровая деятельность в целом.
12 слайд
Общение с родителями – это огромная ценность для ребенка. К сожалению, иногда родители, вместо того чтобы поддержать детскую любознательность, отмахиваются от надоевших вопросов.
Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака. «Смотри под ноги, а не на небо», -раздраженно отвечает папа. После нескольких подобных ответов охота спрашивать пропадает. А папа недоумевает: «Отчего он такой пассивный, ничем не интересуется?»
Так как большую роль в процессе формирования познавательного интереса у дошкольников играют родители, то я стараюсь привлекать к работе и их.
Для повышения педагогической культуры родителей я провела:
• родительское собрание «Игра – дело серьезное»;семинар – практикум «Игры с детьми дома»;
• консультации «Игры на прогулке», «Значение дидактических игр в развитии детей», «Игрушка в жизни ребенка», Какие игрушки необходимы детям», «Воспитание дружеских отношений в игре» и другие,игровые тренинги
13 слайд
Анализируя свой педагогический опыт, и проводя мониторинг образовательных результатов, я каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию и постоянству использования игр,ребенок успешнее и быстрее осваивает образовательную программу, у него появляется осознанная заинтересованность, любознательность и, наконец, познавательный интерес к занятиям. Каждое занятие я стараюсь оснащать максимально возможным набором игрового материала. И этот процесс я бы назвала накопительным.
14 слайд
Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает его развивающий эффект. Поэтому я экспериментирую,заинтересовываю, удивляю, делаю успешными своих детей.
15 слайд
Спасибо за внимание!