Алла Парастаева
Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В 2015-2016 учебном году, я взяла тему по самообразованию «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности».
Цель: Повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Что такое «гендер»
Гендер- это формируемые обществом различия в понимании мужественности и женственности, социальные ожидания относительно мужского и женского поведения.
Публикация «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам, и тем самым, в конечном итоге, способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Поэтому, с целью достижения высоких результатов в области дошкольного образования, актуальным является разработка и использование в работе с детьми дифференцированных форм воспитания девочек и мальчиков с учетом их психофизических различий.
В результате психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено. Что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит принятие гендерной роли.
К возрасту 2-х – 3-х лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик, и обозначает себя соответствующим образом.
А в возрасте 4-х – 7-ми лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер (пол) не изменяется, несмотря ни на что, в зависимости от ситуаций и личных желаний ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости зависит в первую очередь от отношения взрослого к ребенку и от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Взрослые должны стараться воспитывать у детей специфические черты, характерных для пола: мальчики должны быть эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными; девочки – нежными, скромными, терпеливыми.
В связи с этим, первоочередной задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам.
Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями : мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
По мнению ученых, наиболее благоприятным возрастным периодом для начала формирования у детей гендерной идентичности является четвертый год жизни.
Поэтому во II-ой младшей группе с начала учебного года мы регулярно проводили консультации, беседы и отражали проблему гендерного воспитания через родительский уголок. Довели до понимания родителей важность того факта, что предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.
Совместно с родителями была пополнена и обновлена атрибутика к сюжетно- ролевым играм. «Семья», «Магазин», «Больница». Для мальчиков приобрели каски, разнообразные инструменты и конструкторы.
Красивые нарядные куклы, посуда, инструменты, плита, гладильная доска, костюмы… быстро привлекли внимание детей, и они начали применять их в действии: катать кукол, кормить, укладывать спать, гладить им одежду; накрывать на стол; забивать гвозди; крутить гайки; наряжаться и т. д.
В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек.
Чтобы организовать игры с детьми с гендерной направленностью, я использовала прием показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную», «иду гулять с куклой». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Обращала внимание, что очень важно относиться к куклам, мишкам, зайчикам… как к живым существам: ласково, заботливо. При этом мальчики охотно исполняли роль заботливого папы. Они не только ходили на работу (на стройку, водили автобус, или работали врачами, парикмахерами., но и помогали «маме» - гуляли с малышами, мыли посуду, ходили в магазин.
Особую роль на занятиях и вне я отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру. Необходимо еще рассказывать и девочкам, и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). Проводила беседы на темы: «Кем работает твоя мама?», «….твой папа?», «Какая должна быть девочка?», «каким должен быть мальчик?», «что дома делает мама и папа?»…. Для обогащения игровых действий, развития сюжета мы проводили с детьми наблюдение за работой няни, медсестры, воспитателя, дворника, шофера, который привозит продукты в д/с. В последствии этих наблюдений и бесед, дети, играя, не просто ставили кастрюлю на плиту, а «варили» суп, компот…
Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре «Больница» - мальчики очень любят быть врачами. В роли пациента в младшей группе брали куклу, а сейчас приглашают своих товарищей, друзей. В таких играх мальчики и девочки имеют возможность примерять на себя разные роли и приобретают соответствующий социальный опыт.
Дети сейчас уже знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам. А дома в семье есть папины дела, а есть мамины. Что нужно помогать друг другу, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На данный момент дети уже хорошо усвоили, что при наведении порядка в группе или подготовке к занятию (физ-ре, рисованию) мальчики берутся за более тяжелую работу (носить и расставлять стульчики, скамейки, спортивный инвентарь, собирать конструктор, ставить в гараж машины…., а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол, красиво накрыть на стол – это работа для девочек.
Я обязательно обращаю внимание всех детей на поступки тех мальчиков, кто уже проявил себя как рыцарь, как настоящий мальчик: принес стул или уступил девочке, пропустил её вперёд, помог застегнуть молнию на сапоге….
Мы часто с детьми говорим о том, что мальчики сильные, храбрые, мужественные, умные как папы. Я называю их защитниками, рыцарями, героями. А девочки у нас красивые, нежные, ласковые, добрые как мамы.
В результате за 2 года работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, юбки, платья, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол. Не носят бижутерию, очень громко говорят, любят бегать, меряться силой. Дружить хочется с девочкой нежной, аккуратной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, внимательного, защитника и рыцаря.
Хочется надеяться, что из наших мальчиков и девочек в положенное время вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
На этом моя работа не заканчивается наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Список литературы:
1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М. : Линка – Пресс, 2009
2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003
4. И. Я. Михайленко, Короткова Н. А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». – М., 2000
5. Интернет ресурсы.