Сарафанова Екатерина Игоревна
Программа кружка по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная образовательная программа разработана для детей старшей группы. Представленная работа является модифицированной программой. При разработке программы учтены возрастные особенности детей, уровень подготовки и индивидуальные особенности воспитанников.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством. Наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли расточительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от взрослых, направляющих его воспитание Основное содержание экологического воспитания дошкольников – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет кружковая работа.
Основным приоритетным направлением кружковой работы старшей группы №8 является формирование основ экологической культуры и мировоззрения через расширение представлений о:
- предметах и явлениях природы,
-растительном и животном мире,
-правилах поведения в природе,
- существующих в ней взаимосвязях,
-бережном отношении ко всему живому.
Цель программы:
Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Основные задачи программы:
1. Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2. Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.
3. Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
Программа имеет свои особенности:
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Формы и методы организованной образовательной деятельности:
Организованная образовательная деятельность по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.
Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок, викторин.
Организованная образовательная деятельность, проводимые на природе (экскурсии, прогулки, очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону «не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
• Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
• Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
• Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней
Режим организации:
Занятия по кружковой деятельности проводятся 1 раз в неделю. Игровые занятия имеют продолжительность – 25 минут. Программа рассчитана на объем 32 учебных часа при условии занятий 1 раза в неделю в течение 8 месяцев.
Предполагаемые результаты:
1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Индивидуальная работа. Находить свободное время для индивидуальных разговоров с детьми о то, что их волнует: о мире человеческих взаимоотношений, об их домашних питомцах, об их представлении, о том, кем и какими они станут, когда вырастут, что их волнует в окружающей действительности. Внимательно и заинтересованно выслушивать каждого. Уточнять их позицию и взгляды
Техническое оснащение занятий:
-Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
-Фигурки с домашними и дикими животными;
-Муляжи и натуральные овощи и фрукты;
-Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
-Гербарий растений;
-Огород, клумбы, находящиеся на территории детского сада;
-Кормушка для птиц;
-Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
Взаимодействие с родителями:
- проведение родительских собраний, консультаций, бесед;
- совместные праздники;
- участие родителей и детей в районных и групповых творческих конкурсах;
- оформление наглядной информации.
Календарно-тематический план для старшей группы.
№
п/п Тема занятия Месяц Количество часов
11 «Наш дом-природа» октябрь 1
22 «Путешествие в страну осень» 1
33 «Зеленая аптека» 1
44 «Воздух» 1
Итого 4
11 «Знакомство детей с почвой» ноябрь 1
32 «Синичкин праздник – 12 ноября» 1
33 «Волшебница вода» 1
44 «Как человек использует воду?» 1
Итого 4
11 «Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, и синичек!» 1
22 «Путешествие в зимний лес» 1
33 «Снежинка». 1
24 «Зимняя красавица-ель». 1
Итого 4
21 «Зимние явления в неживой природе». январь 1
22 «Мороз - удивительный художник». 1
23 «Мороз и солнце!» Беседа о проказах зимы. 1
34 «Наблюдение за снегом и льдом». 1
Итого 4
31 «Выращиваем лук на окошке». февраль 1
32 «Мороз не велик, а стоять не велит» Пословицы и поговорки о зиме. 1
33 «Путешествие в царство комнатных растений». 1
44 «Первые сосульки». 1
Итого 4
41 «Веснянка в гостях у ребят». Март 1
42 «Забота о здоровье». 1
43 «Как солнце жизнь дает земле». 1
44 «Первые цветы в природе».
1
Итого 4
41 «Лесные правила». Экосказка «Умный мышонок в лесу». Апрель 1
52 «Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов). 1
53 «Скворечник - птичье гнездо». 1
54 «Земля - мой дом!» 1
Итого 4
51 «Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики!» Май 1
52 «Человек – живой организм» 1
53 «День Победы!» На праздник ветеранов. 1
64 «Отдых на природе» (о правилах поведения в природе). 1
Итого 4
Итого за год 32
Задачи программы (в сравнении с базовой программой)
Задачи базовой программы Задачи данной программы
1. Расширение представлений детей о растениях и животных.
2. Продолжать знакомить с домашними животными и их детёнышами, особенностями их поведения и питания.
3. Расширение представлений о диких животных.
4. Учить наблюдать за птицами, подкармливать их зимой.
5. Расширять представления детей о насекомых.
6. Развивать умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды.
7. Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха)
8. Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
9. Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
10. Дать представления о свойствах воды, песка, снега.
11. Формировать представления о простой взаимосвязи в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе. 1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы.
2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью.
3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
6. Воспитание правильного поведения в природе.
7. Расширить знания о природе родного края, города.
8. Формировать основу экологического и планетарного сознания.
Список литературы:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог» : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
2. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
3. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы». - 2000г.
4. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
5. Л. П. Молодова «Экологические праздники с детьми» - Минск, «Асвар», 2001.
6. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» - М. «Линка – пресс», 2002.
7. Интернет - ресурсы