Марина никонорова
Проект «Уметь общаться — в счастье купаться» народная мудрость»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уметь общаться — в счастье купаться» народная мудрость»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 36 «Радуга»
«Уметь общаться – в счастье купаться» народная мудрость.
Методический проект
«Формирование коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
Разработчик: Никонорова М. А.
Невьянск 2020г.
Введение
Публикация «Проект „Уметь общаться — в счастье купаться“ народная мудрость“» размещена в разделах
Дошкольное образование является первым уровнем образования в единой системе непрерывного образования (ФЗ «Об образовании в РФ», в рамках которого происходит активное становление основ личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками, а также формированию коммуникативной деятельности на всех этапах дошкольного детства.
Проблему генезиса общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста изучали: Я. Л. Коломинский, Л. Н. Галагузова. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. А. Репина и другие.
Коммуникация – это процесс передачи осмысленной информации, её эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы к другому человеку, группе.
Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь, как частный случай речевого общения и приближает к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход позволяет избавиться от ситуации «говорение ради говорения», которая встречается в практике работы детских садов и ведёт к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Выделяют несколько групп коммуникативных умений:
1. Собственно речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе;
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, просьба, извинение, жалоба, сочувствие, и т. д. ;
3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение;
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В младшем дошкольном возрасте уделяем больше внимания первым трём группам.
К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; а также коммуникативные навыки.
Коммуникативные навыки - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими. (А. А. Князькова)
Следовательно, коммуникативные навыки - это те навыки, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.
Для чего нужны коммуникативные навыки ребенку? Дети, обладающие лидерскими качествами и постоянно пребывающие в центре внимания, гораздо легче адаптируются в детском саду. Они охотно идут на контакт и легче завязывают новые знакомства. В тоже время другим детям, сложно отважиться произнести даже слово. Коммуникативные навыки замкнутых малышей развиты слабо, хотя зачастую оказывается, что их внутренний мир богаче, а общение с ними наполняет собеседника спокойствием и умиротворением.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста актуальна, так как от этого зависит будущее ребенка, его место и положение в социуме. Современные дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения.
Первичная диагностика сформированности у детей коммуникативных навыков, проведенная мной в младшей группе, показала следующие результаты: высокий уровень показали 10%, средний уровень показали 30% детей и низкий уровень – 60%.
Анализируя свою педагогическую деятельность, я выявила противоречие:
- между необходимостью формирования коммуникативных способностей и недостаточностью в моем педагогическом арсенале эффективных технологий для этого.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему: как изменить мою профессиональную деятельность, чтобы обеспечить оптимальное развитие коммуникативных способностей детей.
Гипотеза: я предположила, что оптимальное развитие коммуникативных способностей возможно посредством системного применения сказок в образовательной деятельности.
В рамках данной проблемы была определена тема моего проекта : «Формирование коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством сказок».
Учитывая обозначенные выше противоречия, проблема и гипотеза позволили мне сформулировать цель и задачи проекта :
Цель проекта : Сформировать элементарные коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста посредством сказок.
Задачи проекта :
1. Обеспечить положительную динамику формирования и развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать активному включению родителей в образовательную деятельность.
3. Разработать методическое обеспечение проекта.
Вид проекта : творческо-познавательный
Возраст детей: дети 2-3 лет.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020 –февраль 2023).
Планируемые результаты проекта :
У детей:
- сформируются элементарные коммуникативные навыки;
-появится устойчивый интерес к общению с окружающими;
-дети научатся правильно формулировать свои мысли.
Для педагогов:
- появится опыт проектирования работы по развитию коммуникативных навыков у младших дошкольников;
- будет разработано методическое обеспечение проекта;
-появится желание продолжить проектную деятельность;
-будут изготовлены совместные творческие работы с детьми и родителями;
Для родителей:
-появится желание и опыт участия в образовательной деятельности;
- повысится уровень компетентности в совместной деятельности с детьми.
Формы работы с детьми:
Специально организованная образовательная деятельность, чтение сказок, беседы, театрализация, дидактические игры, подвижные игры, рисунки, поделки, макеты сказочных домиков.
Работа с родителями: анкетирование, родительские собрания, консультации, буклеты, беседы, домашние задания, презентация проекта.
Система оценивания:
Оценивание результатов проекта будет проводится в начале проекта и по его завершению. Сформированность коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет оцениваться по следующим критериям:
- Высокий уровень - у ребенка постоянно проявляется активный интерес к общению, первоначальные навыки общения и представления о культуре общения; ребенок часто выступает инициатором общения;
- средний уровень – ребенок не всегда испытывает интерес к общению, первоначальные навыки и представления о культуре общения на стадии формирования; ребенок обычно – участник общения;
- низкий уровень – ребенок избегает общения, не владеет навыками общения.
Включенность родителей в образовательную деятельность будет оцениваться по количеству родителей – участников совместных с детьми проектов.
Методическое обеспечение будет оцениваться с точки зрения необходимости и достаточности для организации образовательной деятельности по данной теме.
1. Реферативная часть
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злится,
И научат веселится.
Быть скромнее и добрее,
Терпеливее и мудрее.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Одним из средств формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста является содержательное общение по сюжетам сказок, которые своим содержанием и композиционным построением направлены на взаимодействие рассказчика и слушателя.
Сегодня сказка - это кладезь мудрости, который необходим маленькому человечку, ведь он только начинает познавать мир. Сказки помогают развить в сознании ребенка моральные ценности, дают ему понять, что такое доброта и какие поступки считаются плохими, развивают речь ребенка, способствуют его коммуникативному развитию.
Кроме того, читая вместе с родителем, ребенок младшего дошкольного возраста тренирует речевые навыки, и подобное времяпрепровождение детей и взрослых делает их еще ближе друг к другу. Но даже в том случае, когда ребенок не умеет говорить, картинки помогают ему проявлять эмоции при виде уже знакомого Колобка, курочки Рябы или жителей теремка. А сказочные истории, изложенные доступным языком, способствуют развитию внутреннего мира, ведь для детей дошкольного возраста это очень важно.
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества являются художественная литература, и сказки. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в качестве средства для развития речи дошкольников мною были использованы русские сказки.
С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения.
Так возникла идея формирования речевой компетентности у дошкольников средствами сказки, которая представляет особую ценность тем, что сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт.
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора успешной социализации дошкольников.
В теоретических аспектах развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития речи детей.
Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т. е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими изменениями.
Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк - страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.
Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.
Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при многократном повторении. В то же время они не любят однообразной деятельности, от которой быстро устают. Поэтому в работе используются различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не утомили бы их.
Перед педагогом стоит сложная задача - качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству.
2. Проектная часть
2.1. Этапы реализации проекта
Подготовительный этап. Задача этапа: подготовить условия к реализации проекта. Содержание деятельности: изучение литературы по теме проекта, мотивирование участников проекта, подготовка оборудования, разработка проекта, входная диагностика. Срок - сентябрь 2020г.
Основной этап. Задача этапа: реализовать план проекта. Содержание деятельности: планирование и организация коммуникативной деятельности с детьми, организация совместных детско-родительских работ, мониторинг деятельности детей и родителей. Срок октябрь 2020г. - февраль 2023г.
Заключительный этап. Задача этапа: подвести итоги реализации проекта и оценить результаты. Содержание деятельности: итоговая диагностика коммуникативных способностей детей, анализ итогов реализации проекта, презентация результатов. Срок – конец февраля 2023г.
План реализации проекта
Этап, задачи Мероприятия Планируемый результат
Подготовительный этап.
Задача- подготовить условия для реализации проекта 1. Анализ научной и методической литературы.
2. Знакомство участников с идеями проекта.
3. Разработка проекта.
4. Входная диагностика.
Создание развивающей среды. Список литературы.
Мотивация участников на реализацию проекта.
Проект.
Диагностический инструментарий.
Подготовительный материал к проекту для занятий с детьми.
Основной этап.
Задача. Реализовать план проекта. Октябрь 2020г.
Тема: сказка «Колобок»
1, 2 неделя: Чтение русской народной сказки «Колобок», показ настольного театра «Колобок».
3, 4 неделя: использование сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок» : составление простых правил для предотвращения опасных ситуаций: (никогда не уходить из дома без разрешения взрослых, быть осторожными с незнакомыми людьми и т. д.)
Ноябрь 2020г.
Тема: сказка «Теремок».
1, 2 неделя: Чтение русской народной сказки «Теремок». Беседа о жизни лесных зверей».
3, 4 неделя: Занятие «Сказочный теремок» с элементами ТРИЗ: (Злая волшебница заколдовала двери теремка, и никто из зверей не может туда попасть…нужно выполнить различные задания.)
Декабрь 2020г.
Тема: сказка «Репка».
1, 2 неделя: Чтение русской народной сказки «Репка». Показ кукольного театра «Репка».
3, 4 неделя: Занятие по сказкотерапии: «Сказка «Репка» (Давайте, попробуем сказку оживить? В этом нам поможет считалка.
"Раз, два, три, четыре, пять!" (считают дети, на кого выпало пять становиться "Репкой")
Затем считает "Репка", выбирает "Бабку".)
Январь 2021г.
Тема: сказка «Курочка ряба».
1, 2 неделя: Чтение русской народной сказки «Курочка ряба».
3, 4 неделя: Занятие с использованием технологии мнемотехника по сказке «Курочка ряба».
Февраль 2021г.
Тема: сказка «Волк и семеро козлят».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Волк и семеро козлят», кукольный театр.
3, 4 неделя: Беседа на тему: Ребенок и чужие люди», «Безопасность в доме» на примере сказки «Волк и семеро козлят».
Март 2021г.
Тема: сказка «Три медведя».
1, 2 неделя: Чтение русской народной сказки «Три медведя», настольный театр.
3, 4 неделя: Занятие с использованием технологии мнемотехника по сказке
«Три медведя».
Апрель 2021г.
Тема: сказка «Гуси – лебеди».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Гуси – лебеди».
3, 4 неделя: Путешествие по сказке «гуси-лебеди» с использованием ТРИЗ-технологий (выполнение различных заданий, чтобы помочь Аленушке спасти своего братца).
Май 2021г.
Тема: Сказка «Маша и Медведь».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Маша и Медведь». Настольный театр сказки.
3, 4 неделя: Занятие с использованием технологии мнемотехника по сказке.
Сентябрь2021г.
Тема: сказка «Снегурочка».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Снегурочка».
3, 4 неделя: введение новых персонажей, придумывание с ребятами нового финала сказки.
Октябрь2021г.
Тема: сказка «Петушок - золотой гребешок».
1, 2неделя: Чтение сказки «Петушок - золотой гребешок». Д/И «Из какой сказки герой».
3, 4 неделя: использование сказкотерапии на основе русской народной сказки «Петушок - золотой гребешок».
Ноябрь 2021г.
Тема: сказка «По щучьему велению».
1, 2 неделя: Чтение сказки «По Щучьему велению». Беседа о речных обитателях нашего края.
3, 4 неделя: Настольный театр по сказке.
Декабрь 2021г.
Тема: сказка «Кот и лиса».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Кот и Лиса». Инсценировка сказки.
3, 4 неделя: Предложить ребятам добавить нового героя и изменить финал сказки.
Январь 2022г.
Тема: сказка «Вершки и корешки»
1, 2 неделя: Чтение сказки «Вершки и корешки». Беседа о лесных жителях нашего края.
3, 4 неделя: Занятие с использованием мнемотехники, пересказ сказки «Вершки и корешки».
Февраль 2022г.
Тема: сказка «Рукавичка».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Рукавичка».
3, 4 неделя: Игра – драматизация по сказке «Рукавичка».
Март 2022г.
Тема: Сказка «Петушок и бобовое зернышко».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Показ настольного театра по сказке.
2, 3 неделя: Путешествие по сказке «Петушок и бобовое зернышко» с использованием ТРИЗ-технологий (выполнение различных заданий, чтобы помочь курочке спасти своего петушка Петю).
Апрель 2022г.
Тема: сказка «Лиса, заяц и петух».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Лиса, заяц и петух». Кукольный театр по сказке.
2, 3 неделя: Предложить ребятам изменить условия сказки с добавлением нового персонажа.
Май 2022г.
Тема: сказка «Зимовье зверей».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Зимовье зверей». Беседа о диких и домашних животных».
3, 4 неделя: Занятие с использованием мнемотехники, пересказ сказки «Зимовье зверей».
Сентябрь 2022г.
Тема: сказка «Глупый волк».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Глупый волк». Беседа на тему: «В каких сказках встречается волк?» (перечислить сказки).
3, 4 неделя: использование сказкотерапии на основе русской народной сказки «Глупый волк».
Октябрь 2022г.
Тема: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Кукольный театр по сказке.
3, 4 неделя: Предложить ребятам изменить условия сказки с добавлением нового персонажа.
Ноябрь 2022г.
Тема: сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масленый
». Беседа о том, кто такой добрый и злой человек.
3, 4 неделя: Путешествие в сказку "Крылатый, мохнатый, масленый"(Выполнение различных заданий).
Декабрь 2022г.
Тема: сказка «Лисичка со скалочкой».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».
3, 4 неделя: Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»
Январь 2023г.
Тема: сказка «Заюшкина избушка».
1, 2 неделя: Чтение сказки «Заюшкина избушка». Кукольный театр по сказке.
3, 4 неделя: Занятие с использованием мнемотехники, пересказ сказки «Заюшкина избушка».
Февраль 2023г.
Тема: сказка «У страха глаза велики».
1, 2 неделя: Чтение сказки «У страха глаза велики».
3, 4 неделя: использование сказкотерапии на основе русской народной сказки «У страха глаза велики».
У детей появится представление о правилах поведения и общения с незнакомыми людьми.
У детей сформируется представления о правилах поведения и общения в условиях большого коллектива.
У детей сформируется представление о правилах взаимодействия в коллективе при выполнении общего дела.
У детей сформируются представления о ценностях.
У детей разовьются навыки общения с незнакомыми людьми.
У детей сформируются представления о правилах поведения и общения в гостях.
У детей сформируются представления о правилах взаимопомощи.
У детей разовьются навыки поведения в гостях.
У детей сформируются представления об авторитете взрослых и необходимости выполнять их рекомендации.
У детей сформируется представление о взаимопомощи.
У детей разовьется представление о взаимопомощи.
У детей закрепятся навыки общения и взаимодействия.
У детей разовьются представления о правилах взаимодействия.
У детей закрепятся правила жизни в коллективе.
У детей закрепятся представления о взаимопомощи.
У детей закрепятся представления о взаимопомощи.
У детей закрепятся представления о правилах общения.
У детей сформируются представления о некоторых положительных и отрицательных качествах героев сказок.
У детей расширятся представления о правилах общения о поведения в коллективе.
У детей расширятся представления о правилах общения о поведения в коллективе.
У детей расширятся представления о ценностях и правилах взаимодействия.
У детей расширятся представления о правилах общения.
У детей расширятся представления о чувствах и эмоциях.
Родители получат опыт совместной с детьми деятельности.
Педагог разработает методическое обеспечение проекта.
Заключительный этап.
Задача. Подвести итоги и оценить эффективность проекта 1. Итоговая диагностика и ее анализ
2. Представление результата педагогам. 1. Оценка эффективности проекта.
2. Сравнительный анализ результатов.
2.3 Ресурсы проекта
Научно – методическое обеспечение проекта
Дидактические игры, методическая литература: Кряжева Н. Л – «Мир детских эмоций», Лебедев Ю. А – «Сказка как источник творчества детей/пособие для педагогов дошкольных учреждений». Сборники сказок для детей. Библиотека детских книг.
Материально- техническое обеспечение проекта
Уголок книги в соответствии с возрастом детей, пополнение группы дидактическими материалами, книгами, портретами, иллюстрированными материалами, авторские сценарии занятий, литературных викторин и конкурсов, творческие работы детей и родителей, создание каталога по русским народным сказкам, настольный театр по сказкам «Лиса и заяц», «Колобок», пазлы и кубики, разрезные картинки по сказкам: «Лиса и заяц», «Теремок», «Снегурочка», «Маша и медведь».
Заключение
Реализация данного проекта позволит сформировать элементарные коммуникативные навыки у детей младшего дошкольного возраста через сказки, пополнит методическую копилку педагога, повысит компетентность родителей в вопросах совместной с детьми деятельности.
Список Литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология - М., 1997.
2. Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада: [В рамках программы " Развитие речи "]/ О. Гаврилушкина // Ребенок в дет. саду. -2003
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М. : Просвещение, 1992
4. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. - М. : Просвещение,1974
5. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001