Анастасия Лейбер
Дидактические игры для занятий по теме «Время»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры
«Составь неделю».
Цель: Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Задание: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает детям разложить их по порядку. Первым ставит карточку ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке-цифра 2 и т. д.) Затем дети называют дни недели по порядку. Воспитатель выясняет: «Кто соседи у понедельника?» и т. д. (Дети обосновывают свой ответ)
«Назови соседей».
Цель: Закреплять умение называть последовательно дни недели.
Задание:
Темочки:
- назови соседей среды;
- назови соседей пятницы;
- назови соседей понедельника и т. д.
«Круглый год» (времена года)
Цель: Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.
Задание: Воспитатель выставляет стрелочки на картинки и дает детям задания:
- Назови соседей весны.
- Назови пропущенный месяц: декабрь, февраль.
- Назови соседей зимы.
- Назови зимние месяцы.
- Какой месяц идет после января.
- Назови месяцы по порядку.
«Четыре времени года».
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Время и его измерения : год, сезоны.
Варианты заданий:
1. Подобрать иллюстрации, устанавливая последовательность времен года.
2. Выбрать иллюстрации одного времени года, символ которого он получил, рассказать о нем.
3. «Когда это бывает?»
Отгадать к какому времени года относится то или иное явление, сопровождая загадками.
4. «Исключить неверное».
Убрать картинку, которая не соответствует заданному времени году.
Преимуществом данной дидактической игры является то, что она может быть использована как в совместной деятельности педагога и ребенка (на занятиях и вне занятий, так и в самостоятельной деятельности)
«Двенадцать месяцев»
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Время и его измерения : год, сезоны.
Задание: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12 (изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились в двенадцать месяцев». Педагог задает вопросы:
первый месяц, как тебя зовут?
двенадцатый месяц, назови себя.
шестой месяц, а тебя как зовут?
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.
Усложнение игры.
* Январь, придумай загадку о своем месяце.
* Октябрь, вспомни пословицу о своем времени года.
* Март, ты какой месяц по счету?
* Апрель, в каких сказках встречается твой месяц?
"Что было и что будет" (для детей 7 лет).
Цель: формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Прошлое, настоящее, будущее.
Задание: Эта игра знакомит детей с тем, что каждый бытовой предмет - результат деятельности человека, предметы со временем меняются, формирует ретроспективный взгляд на предметы.
В игре 3 "Музея" - прошлого, настоящего и природы. Задача игрока - распределить экспонаты по Музеям. При этом необходимо рассказать о предмете рукотворного мира и найти предшествующий ему предмет из мира прошлого. Потом необходимо найти аналог предмета из мира природы.
«Часы»
Дети образуют круг, их руки опущены. Воспитатель читает
стихотворение:
Тик и так, тик и так.
Нам часы стучат вот так.
Нам часы повесили,
Стало сразу весело.
Как только воспитатель начинает четверостишие, дети сгибают руки в локтях, поднимают их вверх и в ритме стихотворения де лают наклоны туловища и головы вправо и влево. Когда стихотворение кончается, дети опускают руки вниз.
Правило. Движения делать точно в ритме стихотворения.
Примечание. Стихотворение читает взрослый, дети не повторяют за ним, иначе у них будет нарушаться дыхание.
Игра «Назовите пропущенное слово»
Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Назовите соседей»
Цель – закрепление последовательности частей суток.
Ход игры : Педагог говорит название : «Назовите соседей утра.» и т. д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.
Игра «Части суток»
Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.
Вариант игры : Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.
Игра «Что вы делали»
Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.