Приложение МААМ

Методика организации настольно-печатных игр

Малыгина Ольга
Методика организации настольно-печатных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно.

Настольные игры направлены на то, что бы развивать необходимые в нашей жизни качества:

• логическое мышление,

• умение предвидеть ситуацию,

• находить выход из сложного положения.

Настольные игры развивают у детей память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей, дети, получившие такое социальное воспитание, будут обладать необходимыми навыками.

В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Настольные игры учат принимать поражения и принимать это как должное.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни.

Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Это, наверное, самый известный вид игр с правилом, который в последнее время получил очень широкое распространение. Сегодня появляется все больше современных, увлекательных и полезных настольных игр с правилами. Настольные игры могут не только развлечь детей и украсить их пребывание в группе детского сада, но и внести серьезный вклад в их развитие.

Однако привлекательность и развивающий эффект настольных игр во многом зависят от конкретного вида игры и от соответствия возрасту детей. В развитом виде, т. е. как самостоятельная игра, данный тип деятельности, как и другие виды игр с правилами, складывается к пяти годам. Но ее развитие начинается значительно раньше — с 2—3 лет. Очевидно, что способность ребенка соблюдать правила игры зависит от опыта участия в этой деятельности. Для каждого возрастного этапа существуют характерные особенности игр с правилами, которые различаются характером участия взрослого, выраженностью установки на выигрыш и сложностью игровых правил.

В младшем дошкольном возрасте (3—4 года) малышам необходимо руководство взрослого. Им бесполезно заранее объяснять правила перед началом игры. Правила и действия усваиваются по подражанию, формулировка и осознания правил происходит по ходу игры, после осуществления действий. Взрослый дает образец игровых действий и поощряет успешные действия детей.

Правила взаимодействия участников должны быть простыми. Чаще всего это обмен одинаковыми действиями по очереди под руководством взрослого. В игре участвуют не более трех-четырех детей.

Сами игровые действия короткие, одиошаговые. Важны конкретные предметные ориентиры и предмет, фиксирующий передачу хода и конкретное предметное содержание игрового материала. Особое значение для малышей имеет сюжетный и образный характер игры и игрового материала. Их особенно привлекают фишки в виде фигурок животных (ежиков, птичек, собачек) и оправданные сюжетом игровые действия (например, кто, куда и зачем перемещается). Установка на выигрыш во всей игре в целом младшим дошкольникам не нужна. Достаточно правил передачи хода, когда детям ясно, кто следующий.

В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) дети уже могут самостоятельно играть в настольные игры без участия взрослого. Им должны быть доступны разные виды игровых отношений и все варианты нормативных правил. Сами игровые правила также могут быть достаточно сложными и разнообразными.

В этом возрасте особенно актуальна четкая установка на выигрыш, а значит, однозначные критерии победы в игре. Вместе с тем для детей старше пяти лет настольно-печатные игры становятся привлекательными не только правилами, но и своей познавательной задачей (рис. 4.1). Игры на умственную компетентность стимулируют активность и развивают познавательные способности. И что важно, старшие дошкольники играют в эти игры самостоятельно, без поддержки и помощи взрослого.

Так называемые маршрутные игры (бродилки, лабиринты) помогают выделять и зрительно прослеживать траекторию движения на игровом поле. С помощью кубика ребенок учится отсчитывать количество шагов от любого числа, определенным движением выбрасывая кубик, прогнозировать возможное выпадение нужного количества точек на кубике для быстрого продвижения вперед. Возможность соревноваться и выиграть при равных стартовых условиях, двигаться к финишу пошагово, соблюдая очередность, и обязательные правила очень важны для развития произвольности. Умение расшифровывать знаки и символы в игре способствует развитию символического мышления.

Подходят также многочисленные стратегические игры, к которым относятся не только шашки и шахматы, но и множество игр, предполагающих планирование собственных ходов и предвидение ходов противника.

Следует напомнить, что в этом возрасте дети уже сами способны изменять и создавать правила и нормы взаимодействия. Такое нормотворчество имеет исключительное значение для социально-личностного развития. Поэтому открытость, незавершенность правил игры, побуждающая их к самостоятельному установлению норм (взаимодействия, игровых действий или выигрыша, особенно важны.

Возрастные особенности руководства настольно-печатными играми

Младший дошкольный возраст:

-Правила и действия усваиваются в результате подражания, формулировка и осознание правил происходит по ходу игры, после осуществления действий.

-Взрослый дает образец игровых действий и поощряет успешные действия детей;

-Правила простые, обмен одинаковыми действиями по очереди под руководством взрослого;

-Участников не более 4;

-Игровые действия короткие, одношаговые;

-Установка на выигрыш не нужна;

Дошкольники 4-5 лет:

-Взрослый равноправный участник игры;

-Участников 6-8;

-Правила усложняются, 2-3 шага (бросать кубик, учитывать условный знак, воздерживаться от хода);

-Необходимы четкие наглядные ориентиры;

-Установка на выигрыш становится более определенной, критерии выигрыша.

Старший дошкольный возраст

-Самостоятельные игры без участия взрослого;

-Игровые правила усложняются, разнообразны, возможно и самостоятельное придумывание правил;

-Четкая установка на выигрыш;

-Участников 6 и более (командные игры);

Младший дошкольный возраст:

-Правила и действия усваиваются в результате подражания, формулировка и осознание правил происходит по ходу игры, после осуществления действий.

-Взрослый дает образец игровых действий и поощряет успешные действия детей;

-Правила простые, обмен одинаковыми действиями по очереди под руководством взрослого;

-Участников не более 4;

-Игровые действия короткие, одношаговые;

-Установка на выигрыш не нужна;

Дошкольники 4-5 лет:

-Взрослый равноправный участник игры;

-Участников 6-8;

-Правила усложняются, 2-3 шага (бросать кубик, учитывать условный знак, воздерживаться от хода);

-Необходимы четкие наглядные ориентиры;

-Установка на выигрыш становится более определенной, критерии выигрыша.

Старший дошкольный возраст

-Самостоятельные игры без участия взрослого;

-Игровые правила усложняются, разнообразны, возможно и самостоятельное придумывание правил;

-Четкая установка на выигрыш;

-Участников 6 и более (командные игры);

Младший дошкольный возраст:

-Правила и действия усваиваются в результате подражания, формулировка и осознание правил происходит по ходу игры, после осуществления действий.

-Взрослый дает образец игровых действий и поощряет успешные действия детей;

-Правила простые, обмен одинаковыми действиями по очереди под руководством взрослого;

-Участников не более 4;

-Игровые действия короткие, одношаговые;

-Установка на выигрыш не нужна;

Дошкольники 4-5 лет:

-Взрослый равноправный участник игры;

-Участников 6-8;

-Правила усложняются, 2-3 шага (бросать кубик, учитывать условный знак, воздерживаться от хода);

-Необходимы четкие наглядные ориентиры;

-Установка на выигрыш становится более определенной, критерии выигрыша.

Старший дошкольный возраст

-Самостоятельные игры без участия взрослого;

-Игровые правила усложняются, разнообразны, возможно и самостоятельное придумывание правил;

-Четкая установка на выигрыш;

-Участников 6 и более (командные игры);

Планирование настольно-печатных игр:

-Дидактическая задача (цель для педагога)

-Игровая задача (цель для ребенка)

-Игровые действия

-Правила игры

Игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры.

В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справится с ними, необходимо проявлять смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке.

Ребенок, усвоивший игру, должен стать и его организатором, и ее активным участником. С таким ребенком дети активно вступают в игру.

Каждому этапу игры соответствуют определенные педагогические задачи.

На первой стадии воспитатель заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

На третьей стадии роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

При неоднократном проведении игры дети более творчески подходят к выполнению поставленных задач, умеют оценить свое поведение и поведение товарищей. Роль воспитателя заключается в том, чтобы вовремя заметить проявление этих качеств у детей, оценить и развивать их дальше.

Публикации по теме:

Дидактическая настольно-печатная игра «Новогоднее мемори»Дидактическая настольно-печатная игра «Новогоднее мемори» Дидактическая настольно-печатная игра «Новогоднее мемори». Цель игры: Привлечение детей к активному и разнообразному участию в подготовке.

Методика организации занятия «Зоопарк из лего»Методика организации занятия «Зоопарк из лего» С целью выявления одарённых детей и популяризации использования конструктора «Лего» как одного из современных дидактических средств обучения.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика организации настольно-печатных игр
Опубликовано: 10 января 2025 в 20:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методика организации настольно-печатных игр» (включая файлы) размещена пользователем Малыгина Ольга (УИ 1001738) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД