Хапаева Лариса Борисовна
Методический комплект «Здравствуй, театр» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с театром
▼ Скачать
Содержание
1. Актуальность
2. Методологическая основа
3. Принципы отбора и структурирования содержания
4. Цели и задачи
5. Содержание методического комплекта
6. Предполагаемый результат
7. Список использованной литературы
Актуальность
Развитие у дошкольников творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони-мания произведений искусства является одним из требований ФГОС ДО, направленных на обеспечение качества образования.
Публикация «Методический комплект „Здравствуй, театр“ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с театром» размещена в разделах
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Театральное искусство - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщения его к духовному богатству, важнейшее средство развития эмпатии – усло-вия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Однако изучение передового педагогического опыта в данном на-правлении позволяет констатировать следующее:
прослеживается снижение внимания к развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию воображения и творчества в связи с по-вышенными требованиями к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства, поскольку приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по при-чине недооценки взрослыми необходимости ознакомления с ним;
наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком.
С другой стороны в многочисленных психолого-педагогических иссле-дованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой и др.) ученые объективно доказывают, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Это обусловило организацию деятельности творческой группы педа-гогов по созданию в нашем детском саду условий для ознакомления де-тей дошкольного возраста с театром.
Опираясь на выше сказанное, в целях реализации ООП ДО и обеспечения качества образования авторским коллективом нашего МБДОУ был разработан методический комплект «Здравствуй, театр», позволяющий комплексно решать задачи художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа
ФГОС ДО;
ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 345»;
психолого-педагогический исследования Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского,
А. В. Запорожца, Т. С. Комаровой и др., направленные на изучение
возможностей детей дошкольного возраста в области восприятия,
понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Принципы отбора и структурирования содержания
- принцип доступности – соответствие содержания возрастным осо-
бенностям детей;
- принцип развития – ориентация содержания на стимулирование и
поддержку художественно-эстетического, социально-коммуникативного,
познавательного, речевого и физического развития и саморазвития
ребенка, на создание условий для проявления само-стоятельности,
инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах
деятельности;
- принцип гуманитаризации содержания – придание особого значения
предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла,
увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
- принцип интеграции – связанность взаимопроникновение и взаимо-
действие образовательных областей, обеспечивающие целостность
образовательного процесса;
- принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного
(с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием
культурного наследия.
Цели и задачи
Цель: развивать у детей интерес к театральному искусству, потреб-ность обращаться к театру как к источнику особой радости и эмоциональных переживаний.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с театрами Нижнего Новгорода (кукольный театр,
театр оперы и балета, театр комедии, театр драмы, ТЮЗ, театр «Вера»).
2. Формировать представления о характерных признаках балета и оперы, о
профессиях людей, работающих в театре оперы и бале-та (балерина,
артист балета, оперный певец/певица, декоратор, балетмейстер, гример,
костюмер, дирижер, музыканты).
3. Способствовать накоплению представлений о творчестве П. И.
Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова., развивать умения узнавать
музыку этих композиторов.
4. Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую
речь.
5. Способствовать обогащению словаря детей за счет расширения
представлений о сценических видах искусства (балет, опера) и
театральной терминологии (сцена, театральный занавес, зри-тельный
зал, костюмерная, слова, обозначающие, названия про-фессий и
трудовых действий людей, работающих в театре оперы и балета).
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, классифицировать и обобщать объекты
по различным признакам.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на театрально-музыкальные
произведения.
3. Развивать способность понимать, что характер музыки выражает-ся
средствами музыкальной выразительность.
4. Развивать координацию движений через элементарную имитацию
движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения в театре.
2. Воспитывать доброжелательность, эмоционально-положительное
отношение друг к другу.
Содержание методического комплекта
Методический комплект «Здравствуй, театр» направлен на комплекс-ное решение задач художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста. В состав комплекта входят:
Лэпбук «Мини-театр оперы и балета» - тематическая интерактивная папка-гармошка с мини-книжками, кармашками, магнитными вставками и набором карточек для игр. В лэпбуке собран игровой материал о сценических видах искусства балет и опера:
Обратная сторона лэпбука представляет собой динамичную декорацию сцены театра, которая дает возможность детям развивать режиссерскую игру по мотивам балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» и оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Яркое оформление, четкая структура помогают ребенку быстро и эф-фективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
Интерактивная игра «Театральная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление представлений у де-тей о сценических видах искусства (опера, балет) и профессиях людей, работающих в театре оперы и балета.
Игра содержит 5 интерактивных игровых упражнений:
- Собираемся в театр;
- Угадай, где балет? Где опера?;
- Кто работает в театре оперы и балета?
- Цикл упражнений «Кому что нужно?»
Увлекательное начало игры, ясные четкие вопросы, хорошо узнаваемые изображения и анимация повышают активизацию детей и способствуют вовлечению их познавательно-игровую деятельность.
Фонотека и видеотека
Данный методический ресурс подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и направлен на накопление детьми опыта восприятия театрального искусства и развитие их эмоциональной сферы.
Предполагаемый результат
1. У детей развит интерес к театральному искусству.
2. У детей сформированы:
- элементарные представления и опыт восприятия сценических видов искусства балет и опера;
- элементарные представления о творчестве П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, умение узнавать музыку этих композиторов;
- культура поведения в театре.
3. Дети знают элементарную театральную терминологию и слова, обозначающие, названия профессий и трудовые действия людей, работающих в театре оперы и балета
4. Дошкольники эмоционально откликаются на театрально-музыкальные произведения, используя диалогическую и монологическую речь как средство коммуникации со сверстниками и взрослыми
Список литературы
1. Березина В. Г. Детство творческой личности. - М. : Просвещение, 2001
2. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. №11/2002
3. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М. : Про-свещение, 2000
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М. : Педагогика, 2001
5. Ендовицкая Т. О. О развитии творческих способностей //Дошкольное воспитание. № 12/ 2007
6. Зимина И. В. Театр и театрализованные игры в детском саду // До-школьное воспитание. №4/2005
7. Куцакова Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, обра-зованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, куль-турного, активно-творческого. - М. : Владос, 2004.
8. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способно-сти. - М. : Просвещение, 2001.
9. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. - М. : Институт повышения квалификации работников образования, 2005
10. Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании старших дошкольников. - М. : Знание, 2005
11. Солнцева О. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. №10/2015
12. Чеботаревская Т. А. Путешествие по театральной программке. - М. : Знание, 2005.