Якимова Людмила Федоровна
Методический кейс по использованию средств речевого развития дошкольников 6–7 лет с ТНР по разделу «Словарная работа»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический кейс по использованию средств речевого развития дошкольников 6-7 лет с ТНР разработан по программе :
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. Нищева Н. В., 2015г.
Технология речевого развития : игры и творческие задания, составление описательного рассказа.
Для детей 6-7 лет.
Январь:
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
II неделя января – Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия.
III неделя января – Профессии взрослых. Трудовые действия.
IV неделя января – Труд на селе зимой.
Раздел : словарная работа
1. Задачи раздела для детей «норма» на 3 недели:
Коррекционно-образовательные:
- Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Транспорт» : капитан, водитель, космонавт, летчик, корабль, грузовик, ракета, самолет, якорь, штурвал, спасательный круг, иллюминатор, руль, колесо, машина, дорожные знаки, тюбик, скафандр, парашют, китель, фуражка, плывет, едет, взлетает, летит, водный, наземный, воздушный.
-Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Профессии взрослых» :
Повар, врач, учитель, строитель, садовник, шприц, половник, книги, шпатель, лейка, бинт, термометр, таблетки, колпак, разделочная доска, нож, овощи, сковорода, кастрюля, указка, ручка, доска, мел, каска, кельма, кирпичи, перфоратор, грабли, вилы, секатор, лейка, садовые перчатки, учить, лечить строить, выращивать, кормить, готовить, ухаживать, слушать, ставить, полезный, нужный, трудный, ответственный.
- Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Труд на селе зимой» :
Доярка, комбайнер, тракторист, овощевод, телятница, корова, комбайн, трактор, теленок, лопата, халат, доильный аппарат, ведро, машина, плуг, сеялка, сено, молоко, бутылка с соской, вилы, шланг, овощи, теплица, доить, заводить, кормить, поить, поливать, копать, ухаживать, мыть, домашний, полезный, нужный, трудный, сельский.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность; уважение к труду взрослых;
Развивающие :
- Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
Пособия речевого центра для детей «норма» :
Планшет с фишками «Логико малыш»
Игра «Геоборд»
Дидактическое пособие «Геоборд» (математический планшет, геометрик) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений и манипуляций с натягиваемыми резинками. Слева и справа имеются кармашки для картинок-заданий с изображениями профессий взрослых по каждой теме месяца.
В игре могут участвовать от 1 до 5 игроков.
Детям предлагается карточка с изображением ряда профессий. С помощью резинки ребенок должен соотнести подходящие для этой профессии предмет (ы).
Лото «Профессии»
В дидактической игре «Лото» могут принимать участие 1-4 игрока. На каждой карточке есть 6 свободных полей, на которые дети должны выкладывать картинки с предметами, являющимися инструментами или атрибутами представленной профессии. Ведущий (ребенок или взрослый) показывает и называет по одной карточке. Участник игры должен не только сказать, что это карточка нужна ему, но и объяснить, почему он так считает. Побеждает тот, чье игровое поле быстрее остальных заполнится необходимыми предметами.
2. Задачи раздела для детей с трудностями освоения программы на 3 недели:
Коррекционно-образовательные:
- Научить собирать разрезную картинку и обучить называнию данной профессии по теме «Транспорт» : моряк, водитель, космонавт, летчик, корабль, грузовик, ракета, самолет, якорь, штурвал, спасательный круг, руль, колесо, машина, плывет, едет, летит.
-Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря по теме «Профессии взрослых» :
Повар, врач, книги, лейка, бинт, таблетки, колпак, нож, овощи, сковорода, кастрюля, лечить.
- Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря по теме «Труд на селе зимой» :
Доярка, тракторист, корова, трактор, теленок, ведро, сено, молоко, доить, заводить, кормить, поить.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность; уважение к труду взрослых;
Развивающие :
- Развивать активную самостоятельную речь.
- Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
Пособия речевого центра для детей с трудностями освоения программы:
Пазлы по профессиям (разрезные картинки)
Дидактическое пособие представляет собой разрезные картинки (4-8 деталей) основных профессий людей и предметов, связанных с этой профессией. Собирая детали, ребенок пытается назвать профессию человека, предметы, необходимые для его работы.
Лото «Профессии»
Дидактическая игра «Лото» (по типу «Парочки»). Ребенок выбирает большую карточку с изображением ряда профессий. Затем детям предлагается назвать профессию, найти и закрыть соответствующую карточку.
3. Задачи раздела для одаренных (в речевом плане) детей на 3 недели:
Коррекционно-образовательные:
- Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Транспорт» : капитан, водитель, космонавт, летчик, корабль, грузовик, ракета, самолет, якорь, штурвал, спасательный круг, иллюминатор, руль, колесо, машина, дорожные знаки, тюбик, скафандр, парашют, китель, фуражка, плывет, едет, взлетает, летит, водный, наземный, воздушный.
-Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Профессии взрослых» :
Повар, врач, учитель, строитель, садовник, шприц, половник, книги, шпатель, лейка, бинт, термометр, таблетки, колпак, разделочная доска, нож, овощи, сковорода, кастрюля, указка, ручка, доска, мел, каска, кельма, кирпичи, перфоратор, грабли, вилы, секатор, лейка, садовые перчатки, учить, лечить строить, выращивать, кормить, готовить, ухаживать, слушать, ставить, полезный, нужный, трудный, ответственный.
- Обогащение знаний и активизация словаря существительных, глагольного словаря, и словаря прилагательных по теме «Труд на селе зимой» :
Доярка, комбайнер, тракторист, овощевод, телятница, корова, комбайн, трактор, теленок, лопата, халат, доильный аппарат, ведро, машина, плуг, сеялка, сено, молоко, бутылка с соской, вилы, шланг, овощи, теплица, доить, заводить, кормить, поить, поливать, копать, ухаживать, мыть, домашний, полезный, нужный, трудный, сельский.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность, усидчивость; уважение к труду взрослых;
Развивающие :
- Развивать активную самостоятельную речь.
- Развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук;
Пособия речевого центра для одаренных (в речевом плане) детей:
Игра «Геоборд»
Автодидактическое пособие «Геоборд» (математический планшет, геометрик) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений и манипуляций с натягиваемыми резинками. Он оснащен 2 полями (справа и слева) для смены игровых карточек по теме недели. Возможные игры : «4-й лишний», «Подбери профессию», «Кто что делает?», «Для чего, кому?», «Составь рассказ, как повар в гости ходил» и т. д.
Планшет для обучающих карточек с фишками
«Логико малыш» (задания на красной полосе)
Пособие состоит из пластикового планшета и комплекта из 8 карточек по теме «Профессии». В каждой карточке содержатся 6 вопросов. Передвигая фишки, ребенок отвечает на поставленные вопросы, подбирает пары изображений (объект и его признак, аналог, символ, этап развития, тень и т. д.).
Оборотная сторона карточки (красная полоса) содержит ответы для самопроверки, дополнительные вопросы и темы для бесед по представленной иллюстрации.
Развивающая игра «Знаю все профессии»
Автодидактическое пособие. Играть можно как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Ребенку предоставляется большая карта, на которой изображен представитель профессии. Ведущий показывает маленькую карточку с изображенным на ней предметом. Ребенок должен назвать этот предмет, подумать, какой профессии он соответствует и почему, и выложить его на соответствующую карту. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно закроет свои карты. Можно попросить ребенка составить рассказ по серии картинок.
Составление рассказа по плану (схеме)
Ребенку предлагается рассказать о любой из предложенных профессий (по теме недели) по схеме.