Получи документы

Методические рекомендации «Сопровождение педагогов в межаттестационный период»

Ольга Горенюк
Методические рекомендации «Сопровождение педагогов в межаттестационный период»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности методической службы образовательного учреждения.

Аттестация педагогов – это оценка не только уровня их профессиональной компетентности, но и деятельности дошкольного учреждения в целом. Грамотная организация процедуры аттестации способствует формированию высокопрофессионального кадрового состава ДОУ. При этом большое значение имеет объединение усилий методической и психологической служб, обеспечивающих поддержку аттестуемых.

Публикация «Методические рекомендации „Сопровождение педагогов в межаттестационный период“» размещена в разделах

Успешная реализация педагогом воспитательной деятельности, деятельности по развитию воспитанников, а также личный вклад в повышение качества образования является показателем высокой степени сформированности его профессиональной компетентности. При этом важно отметить, что конечной целью аттестации является не столько оценка уровня квалификации педагога, а его личностный и профессиональный рост. И это накладывает особую ответственность на методическую службу при подготовке педагога к предстоящей аттестации.

Работа методической службы направлена на сопровождение педагога, под которым понимается комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий по оказанию всесторонней помощи в построении и реализации его индивидуального маршрута подготовки к предстоящей аттестации.

Индивидуальный маршрут – это персональный путь педагога по выполнению индивидуального плана, представляющего собой комплекс мероприятий, разработанных с учетом его потребностей и возможностей, обеспечивающих реализацию личностного и профессионального потенциала.

Таким образом, целью методического сопровождения аттестации является оказание помощи педагогическим работникам для подготовки и успешного прохождения аттестации, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

Система работы по сопровождению аттестации педагогов.

Основная работа в межаттестационный период – это повышение результативности деятельности педагога.

Эффективность организации межаттестационного периода обусловлена следующими факторами:

- Четкое определение функций участников образовательного процесса при подготовке и прохождении аттестации.

- Целенаправленное налаживание взаимных коммуникаций и установление доверительных отношений.

- Составление плана методического сопровождения педагогов, готовящихся к аттестации, с учетом выявленных «проблемных зон» на основе карты самоанализа и анкетирования.

- Комплектация нормативно-правовой базы аттестации и банка методических идей.

- Оформление необходимых для аттестации документов.

Основная задача межаттестационного периода – организация научно-методической сопровождения и поддержки педагога в повышении уровня его профессиональной компетентности, разработке и продвижении по индивидуальной траектории профессионального развития. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие методической службы учреждения (методиста, старшего воспитателя, заместителя по воспитательно-методической работе) и педагога, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности.

В связи с этим, в своей работе мы выделяем следующие цели:

1. стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда;

2. развитие творческой инициативы педагогов;

3. повышение качества образования путем объединения усилий методической и психологической служб учреждения.

Можно выделить следующие направления деятельности методической службы ДОУ (этапы сопровождения) по отношению к аттестуемым педагогам :

1. Диагностическая деятельность.

Цель: всестороннее изучение личности и деятельности педагога.

- Изучение теоретических знаний.

- Изучение специальных умений и навыков воспитателя.

- Изучение личностных особенностей и профессионально значимых качеств.

2. Развивающая деятельность.

Цель: обеспечить профессиональный рост и совершенствование мастерства педагога по всем показателям его деятельности.

- Расширение знаний основ педагогики и психологии.

- Повышение профессионального мастерства и психологической компетенции педагога.

- Создать условия, дающие педагогу возможность проявлять творчество, новаторство.

- Развитие личностных и профессионально значимых качеств педагога.

- Формирование навыков эффективного взаимодействия с детьми, их родителями, администрацией и коллегами по работе.

3. Коррекционная деятельность.

Цель: оказание помощи в преодолении профессиональных и личностных проблем.

- Формирование у педагогов интереса к практической психологии.

- Профессиональная помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем.

- Мобилизация скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем.

- Коррекция нарушений личностных дисгармоний.

На первом (диагностическом) этапе, при организации сопровождения и поддержки педагога мы оформляем диагностическую карту, где выявляются проблемы, трудности педагогов, а так же накопленный опыт, которым они могут поделиться. Такая карта отражает все параметры деятельности педагога. Занесение в карту данных позволяет самому педагогу контролировать этапы своих достижений по различным направлениям, отслеживать процесс накопления необходимого материала для обобщения и распространения своего опыта, повышения квалификации, тематику самообразования. На основе полученных сведений определяем направления и формы работы с педагогами, и содержание методического сопровождения :

- определение групп педагогических трудностей и проблем в профессиональной компетентности педагогов;

- совместная разработка индивидуальных маршрутов развития профессиональной компетентности педагога;

- осуществление вариантов методического сопровождения педагога, групп педагогов со схожими профессиональными трудностями, всего педагогического коллектива в условиях дошкольного образовательного учреждения;

- проведение промежуточной диагностики и самодиагностики становления профессиональной компетентности педагога, внесение корректив в методическое сопровождение.

На втором (развивающем) этапе сопровождения аттестуемого составляем план дальнейшей работы. Составление плана работы предполагает организацию работы по повышению квалификации, для этого мы разрабатываем отдельный план для более четкого отслеживания работы по курсовой переподготовке педагогов. План по самообразованию и представлению педагогического опыта составляется педагогами самостоятельно, учитывая свои возможности, свой накопленный опыт. При составлении плана учитываем стаж работы педагогов, имеющуюся категорию, здесь педагоги указывают тему самообразования, форму и сроки отчетов.

Следует отметить, что этапы развивающей и коррекционной деятельности неразрывно связаны между собой, так как сопровождение, коррекция, профессиональная помощь и поддержка в разрешении проблем осуществляется одновременно, по мере возникновения проблем.

На основе полученной информации для педагогов, готовящихся к аттестации, составляется план работы, включающий в себя содержание, формы работы, планируемый результат, сроки проведения.

Один из основных методов сопровождения аттестующихся, который мы используем в ДОУ является система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ, которая предполагает разные формы:

• обучение на курсах;

• самообразование;

• участие в методической работе города, района, дошкольного учреждения;

• участие в конкурсах, фестивалях на разных уровнях (район, город, край).

Как педагог работал в межаттестационный период, хорошо прослеживается в его материалах.

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества на разных уровнях:

- на уровне образовательного учреждения через открытые занятия, семинары, педагогические советы, участи в «круглых столах», консультирование, наставничество для молодых педагогов, работа в творческих группах, мастер-классы, творческие отчеты;

- на муниципальном уровне через открытые занятия, семинары, участие в методических объединениях, участие в конкурсах, фестивалях;

- на региональном уровне: научно-практические конференции, фестивали, конкурсы;

- на федеральном уровне: научно-практические конференции, всероссийские конкурсы, фестивали, интернет-конференции.

Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития. Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения воспитанников.

Результатом профессионального развития педагога служит портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за последние годы. В портфолио помещаются материалы профессиональных достижений, творческие работы, проекты, оформление достижений педагога, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога : свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях, дипломы, поощрения, награды; результаты деятельности воспитанников. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

В настоящее время, в связи с внедрением ИКТ существует различные подходы к организации методического сопровождения, педагогические технологии и методики, основанные на использовании информационно-коммуникативных технологий. Расширение информационного пространства за счет внедрения сервисов сети Интернет открывает новые модели взаимодействия с другими педагогами на различных уровнях. Одним из эффективных средств изменения традиционного подхода к деятельности педагога является создание собственного Интернет-ресурса педагога, который может быть представлен либо в виде веб-страницы на сайте учреждения, либо в виде группы или сообщества в социальной сети «Вконтакте».

Итак, в работе в межаттестационный период мы стараемся создавать условия веры педагога в свои силы, оказывать всестороннюю помощь внутри учреждения. Продолжать работу с педагогами по распространению педагогического опыта различными способами и на разных уровнях.

Результатом усилий педагога обязательно будет совершенствование работы, профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени. А равномерное распределение усилий, направленных на профессиональное развитие ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность, самостоятельность.

Список литературы

1. Алехина И. В. Методическое сопровождение становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в межаттестационный период / И. В. Алехина // Педагогическое мастерство : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М. : Буки-Веди, 2012.

2. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М., 2003. 75с.

3. Волобуева Л. М. Организация аттестации педагогов в дошкольном учреждении / Л. М. Волобуева // Справочник старшего воспитателя. – 2007. – № 3.

4. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. М. : Изд-во «Скрипторий», 2005.

5. Кабаленова Е., Трошкова Т. Как помочь воспитателю пройти аттестацию / Е. Кабаленова, Т. Трошкова Т. // Дошкольное образование. – 2007. – № 22.

6. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // журнал «Вестник Поморского университета №3» -Архангельск: Изд-во: Поморского Государственного университета, 2006.

7. Продвижение людей и команд / перевод с анг. П. Н. Раевский/. – СПб. : Питер, 2015. – 208 с.

8. Скоролупова О. А. Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ. М. : Изд-во «Скрипторий 2000», 2003.

9. Шебанова Е. М. Аттестация педагогических кадров. М. : Издво «Астрель», «АСТ», 2003.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы на межаттестационный период воспитателя Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Гафиятуллина Гульнур Ниязбиковна воспитатель.

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.

Методические рекомендации для молодых педагогов Данные методические рекомендации были сформулированы мною в ходе своей работы по самообразованию. 1. Не надо боятся. Ни детей, ни родителей,.

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по написанию конспектов открытых занятий Титульный лист.

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Целенаправленное.

Методические рекомендации для педагогов «Введения игрушки в группу детского сада» Игрушки имеют значительный вес в воспитательном процессе. Они применяются для решения разных задач воспитания и обучения. Опыт показывает,.

Методические рекомендации для педагогов «Значение беседы в работе с дошкольниками» Методические рекомендации для педагогов «Значение беседы в работе с дошкольниками» Вопрос о применении разнообразных методов и форм в обучении.

Методические рекомендации по проектированию Рппс для педагогов групп компенсирующей направленности детей с ЗПР В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий для педагогов учреждений дополнительного образования СОДЕРЖАНИЕ 1. Учебное занятие в системе дополнительного образования 1.1. Основные требования к современному занятию…. 4.

Рекомендации для педагогов «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ 1 день. Знакомство родителей с воспитателем. Экскурсия по группе. Старайтесь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Сопровождение педагогов в межаттестационный период»
Опубликовано: 29 января 2019 в 21:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Сопровождение педагогов в межаттестационный период»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горенюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД