Ирина Нижегородцева
Методические рекомендации преподавания уроков ИЗО по теме «Архитектурный пейзаж в технике пастель»
▼ Скачать + Заказать документы
«В самом процессе преподавания есть неповторимые и особо ценные моменты, когда ты вдруг ощущаешь, как в том, или ином ученике начинают открываться глубины его души и он озаряется каким-то своим внутренним светом», - пишет Иоханнес Иттен
«Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому - что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли.», - так говорил К. П. Брюллов.»
Моя работа может быть применена в работе детских художественных школ, как наглядное пособие.
Публикация «Методические рекомендации преподавания уроков ИЗО по теме „Архитектурный пейзаж в технике пастель“» размещена в разделах
Пособие работы с пастелью, как пример композиционного решения городского пейзажа, через первый план и как можно точно передать состояние с помощью подобранного цвета пастельного мелка к колориту бумаги.
Пастель многообразна и необычна. Эта техника универсальна и подходит, как для детей дошкольного, школьного возраста, студентов художественных ВУЗов, так и для профессиональных художников. Эта техника имеет множество преимуществ:
1. доступность
2. технология работы достаточно проста, в сравнении с масляной живописью
3. универсальность и технические возможности пастели
Этой техникой легко увлечь детей. Младшие школьники любят этот материал за чистоту цвета, простоту использования и за то, что можно достичь определённого результата. Рисунки этой возрастной группы отличаются красочностью и чистотой цвета. Также в результате работы у детей развивается ощущения и моторика рук, так как ребёнок работает непосредственно пальцами. Это не маловажно для младших школьников.
Детей старшего возраста, овладевших начальными навыками рисунка, привлекают художественные возможности пастели. Этот материал даёт возможность выразить свои творческие способности.
Так же многие студенты художественных ВУЗов отдают своё предпочтение пастели. Пастель – это одна из техник, в ходе работы с которой развивается условие виденье цвета. Человек уходит от бездумного копирования, что очень важно. Он учится видеть натуру в разных колоритах, решая тем самым главные творческие задачи.
Начиная работать в технике пастели, необходимо знать следующее: в процессе освоения данного материала немаловажно роль играет выбор качественного грунта и пастельных мелков. Для начала необходимо ознакомиться с возможностями мелков.
На первом этапе не стоит увлекаться многоцветием. Нужно ограничить выбор мелков до 2-3 цвета. С помощью ограниченной гаммы легче добиться гармонии сочетания цветных пятен. Постепенно можно увеличить используемое количество цветов. Усложняя задачу, необходимо грамотно организовать плоскость листа, добавить грамотного колорита. Также надо понимать: цветное решение должно работать на образ. Не стоит перегружать рисунок материалом т. к. основные достоинства пастели её мягкость и лёгкость.
В качестве грунта нужно отдать предпочтение тонированной бумаге как определённый тон уже подсказывает колорит, создаёт цветовую среду. Поняв основные приёмы работы пастелью в графической манере, можно переходить к цвету.
Для успешного овладения данной техникой лучше начинать с жанра натюрморта или формальной композиции, потому что работа над рисунком не будет отвлекать от творческих задач. По сравнению с портретом, в натюрморте форму предмета можно свободно стилизовать, упрощать и т. д. также изменять колорит и освещение. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с пастелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения, приёмы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность). В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объё мных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. Немало важно написание отдельных этюдов цветов, трав, кустарников и деревьев, простых и понятных по форме объектов. Любой букет или отдельно взятый цветок, тоже имеет свою форму, которую можно передать в виде простых геометрических тел, например лилия это усечённый конус, пион – шар. Тоже самое можно увидеть в букете, например, стебли в букете имеют цилиндрическую форму, а сам букет сферическую, соответственно светотень будет располагаться также как на аналогичных геометрических телах. Не забывать о том, что даже у листа бумаги есть своя толщина, значит у каждого листочка, лепестка она тоже есть. Кустарники воспринимаются общей массой, как и букет цветов.
При написании этюдов группы деревьев нужно объединить в одно пятно. Чередование стволов и кроны со светлыми и тёмными, тёплыми и холодными пятнами - уже есть графическая и творческая задача. Взявшись рисовать любое дерево необходимо подробно рассмотреть его ствол все изгибы формы и постараться максимально передать все подробности натуры. Важно передавать трёхмерно, не изображать плоско. В изображении необходимо добиваться передачи объёмности, показывать ракурсы направленный на зрителя или удаляющиеся в глубину. Необходимо учитывать характер движения и общую направленность листьев (вверх, в них, горизонтально). Так шаг за шагом будет открываться красота линий, форм, цветовая гармония природы в целом, и нарабатываться опыт. Искать форму многих растений необходимо ещё и для того, потому - что первый план пейзажа пишется более подробно, чётко и ясно. Работа над архитектурными алиментами также очень важна. Самая большая ценность – это умение работать над этюдами, передающими различное состояние природы: закат, восход, туман, полдень – всё это разные по колориту и тону состояния. Несмотря на яркость цветовых оттенков в полдень или на закате, следует избегать пестроты.
Изображение неба и облаков требуется сосредоточенность, умение выделять главное. Небо по тону обычно светлее земли, даже при контрастном освещении, когда облака в тени или пасмурную погоду, когда грозовые тучи в небе кажутся очень тёмными. Для того чтобы удостовериться в этом, нужно перевести взгляд на землю и сразу станет видно на сколько небо светлее. При написании облаков следует обратить внимание на следующие моменты: облака имеют менее густые, тёмные тени, чем другие изображаемые элементы пейзажа. Начинать пейзаж лучше с неба, затем идти от горизонта постепенно к первому плану.
Для формирования навыков изображения человека или групп людей, объединённых общим действием, необходимо выполнять зарисовки и наброски. Почувствовать масштаб фигур людей, масс деревьев и домов, их пропорции. Фигура человека является элементом масштаба в пейзаже, важно правильно определять его масштабность в сравнении с окружающими. Фигура человека несёт смысловую, иногда идейную нагрузку, так как может быть композиционным центром, цветовым акцентом, без него этюд может потерять остроту.
«Изображая пейзаж, нужно различать несколько планов, характеризующих явления воздушной перспективы и, в свою очередь обусловленных этими явлениями. На переднем плане предметы видны более объёмными, с контрастной светотенью. На следующем плане, при некотором удалении, тени кажутся намного светлее, а ярко освящённые места более тусклыми. По мере дальнейшего удаления и приближения к горизонту контрасты тёмного и светлого всё более смягчаются и на большом удалении сливаются в светлые дымки».
В этюдах с храмовой постройкой – архитектура сложна по форме, поэтому необходимо разобраться в конструкции сооружений, разбить сложные формы на простые объёмы, проанализировать перспективные особенности конкретной точки зрения. Очень важно правильно передать соотношение архитектурных объектов, деревьев и пространства плоскости земли.
Задание включает этюды, цветовые поиски и итоговую композицию. «Формат, если он задан заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому - что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень её детализации, дают как бы зародыш композиционной идеи. Кроме прямоугольного формат может быть прямоугольным, квадратным и вообще любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи». Выбрать мотив, наиболее ёмко передающий характер местности, сделать этюды. Уточнение формата, линии горизонта, ритма светлых, тёмных, серых пятен, размеры пропорций изобразительных объектов, выделение композиционного центра контрастом – вот главные задачи композиции.
«В процессе рисования у детей совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещённости, цвета. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки».
ОПИСАНИЕ ХОДА РАБОТЫ НАД СЕРИЕЙ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ «НИКОЛЬСКИЙ СОБОР»
Одной из основных частей работы является творческая деятельность: поиск композиции, мотивов, работы над этюдами. Цель работы заключается в определении интересного языка передачи окружающего нас мира.
В данной серии графических листов стоит задача передачи увиденного. Важную роль здесь играет композиция, то есть рассмотрение элементов архитектуры через первый план (через деревья).
Первоначально мне хотелось просто показать архитектуру города, но в процессе работы у меня возник другой замысел, и я поняла, что для передачи его, этого недостаточно. Чтобы увидеть состояние, нужно было искать мотивы, композиционное и цветовое решение. Первое с чего мы начинаем - это поиски. Поиски мы делаем с натуры, разрабатываем в карандаше или мягким материалом. Были сделаны поисковые листы разного колорита пастельными мелками, от контрастных до сближенных.
Следующий этап поиск композиции, формата и размера. Начинаем работать в направлении поиска композиции, поиска удачного и более интересного ракурса.
Следующий этап – это этюды и поиски уже в цвете с натуры. В процессе работы над этюдом уточняется композиция найденного мотива, её тональное колористическое решение, натура сверяется с тем, что изображено в данный момент на этюде. Сверяя с натуры этюд, это поможет избежать многих ошибок в рисунке, в колорите в силе тона, что в конкретном счёте решает выразительность пейзажа.
«Никольский собор» это памятник истории и архитектуры, был построен в 1870 в русско - византийском стиле и представляет собой яркий образец эпохи эклектики. Построен он был на средства Верхнеуральского купца первой гильдии Николая Рытова, поэтому в народе часто называется Рытовским. Никольская церковь представляет собой значительно уменьшенную копию храма Христа Спасителя в Москве, поэтому её называют «младшей сестрой» Московского храма. Церковь была возведена по проекту молодого архитектора Константина Тона, бросившего вызов классицизму и утвердившему в отечественной культуре академический русский стиль, вместившей мотивы русского культового зодчества. Это единственный храм в Верхнеуральске, который уцелел в годы советской власти, остальные разрушили. Сам храм не большой и очень старый, ему 149 лет, он многое пережил и многое видел. Людям очень нравится этот храм. Хотелось показать не только мощь и силу храма, хоть и маленького, но и сказать, что люди всегда верили и верят в лучшее, стремились к возвышению души.
Работу над композицией пейзажа можно разделить на следующие этапы:
- Выбор темы и поиски
- Сбор материала, выполнение зарисовок с натуры
- Выполнение эскизов на основе натурных зарисовок
- Выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой
Перечисленные этапы определяют последовательность работы. Выполнение окончательного эскиза происходит в том материале, в котором намерены работать, в данном случае это пастель ограниченных цветов (три, четыре мелка). Наша тема «Никольский собор» - это архитектурный пейзаж, главное в пейзаже - это создание выразительного образа. Не обязательно рисовать здание целиком, можно изобразить только фрагмент.
В ходе работы мы экспериментировали с цветом бумаги, мотивами, выбором цвета и количеством мелков.
В начале работы мы брали светлые по колориту листы, но в дальнейшем решили не увлекаться многоцветием, сгармонировать цвет бумаги и ограничиться количеством мелков до четырёх цветов. Из представленных этюдов была выбрана серия графических листов.
Графический лист № 1 «Сумерки». В этом листе была поставлена задача передать сумерки, спокойно идущего человека домой. К этой работе подошли коричнивые, серые оттенки пастели, как завершающий цвет – добавлен на освещённой стороне церкви, светло-коричневый мелок.
Графический лист № 2 «Утро». Светло-охристый цвет бумаги, я взяла не случайно, хотелось передать раннее утро, освещённое ярким солнцем верхушка церкви, проплывающее и уходящее по небу облако. Деревья, расположенные вокруг церкви,как бы охраняют это здание, а светло-коричнивые, светло-серые и розовые оттенки пастели передают мягкость и спокойствие.
Графический лист № 3 «Полдень». К полуденному состоянию более всего подошла серая бумага. В рисунке изображён сюжет церкви и за душевный разговор двух собеседников. Даже пробегающий рядом мальчик ни сколько не потревожил их беседу. В листе использовались тёмно-коричнивые, тёмно-серые и светло-серые оттенки пастели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый художник воспринимает мир по своему и таким же образом его передаёт. Очень много различных техник и приёмов, но трогает именно такой пейзаж, которым проникся сам художник, который затронул его душу. Хочется сказать, что у каждого художника начинающего или профессионала есть творческая мечта, к которой он идёт. И каждый пытается хоть в какой-то мере её осуществить. Вся эта работа явилась реализацией такой творческой мечты.
Выбор в качестве натурного объекта именно Никольский собор Верхнеуральского района не случаен, это моя Родина, он затронул моё сердце, хотелось передать эти эмоции и переживания.
Считаю, что выполнение этой методической работы явилось незаменимой профессиональной практикой и опытом в моём личном профессиональном развитии.
Материалы работы могут использоваться в качестве методического пособия, наглядного материала для студентов в учебно-творческой работе, учащимися по ИЗО и живописи в школах и учреждениях дополнительного образования.