Елена Гагарина
Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы.
Проблема формирования навыков делового письма у умственно отсталых учащихся обусловлена трудностями усвоения основных характеристик деловой письменной речи : стандартизация, логичность, аргументированность, информационность, безэмоциональность, наличие реквизитов. Из-за фрагментарности восприятия окружающего мира и низкого качества интеллектуальной обработки получаемой информации, деловое описание умственно отсталых учащихся искажается, адекватность содержания делового письма снижается. Кроме того, их письменные работы недостаточно логичны, зачастую состоят их разрозненных предложений или словосочетаний, не связанных с содержанием конкретной деловой информации. [5].
Публикация «Методические подходы к проведению уроков делового письма с учащимися коррекционной школы» размещена в разделах
Задача подготовки учащихся коррекционных школ к самостоятельной жизни в обществе выступает как одна из первостепенных в системе специального образования. Одной из составных частей этой проблемы является формирование у учащихся с умственной отсталостью деловой письменной речи и ее культуры. Особую трудность представляет обучение учащихся с умственной отсталостью навыкам делового письма, что обусловлено спецификой психофизического развития данной категории детей.
В связи с тем, что деловое письмо – это один из видов письменной речи, то и своеобразие формирования навыков делового письма у учащихся с умственной отсталостью обусловлено специфическими особенностями речевого развития и напрямую зависит от особенностей формирования различных видов текстовой деятельности. [1, 4].
Поскольку цель коррекционной школы заключается в обеспечении максимальной личностной и профессиональной самореализации выпускников, то обучение умственно отсталых учащихся навыкам делового письма – это важное направление работы учителя русского языка.
Работа с деловыми бумагами в 5-7 классах проводится в тетрадях по развитию письменной речи. При обучении деловому письму в 8-10 классах следует завести отдельную тетрадь, в которой учащиеся будут записывать образцы деловых бумаг.
Все деловые бумаги, включённые в программу по письму и развитию речи, можно разделить на две группы:
1-я группа – это официально-деловые бумаги, у которых строго регламентировано не только содержание, но и форма (например, адрес на конверте, расписка, анкета и т. п.);
2-я группа – деловые бумаги личного характера (например, письмо родителям, товарищу; заметка в стенгазету, их содержание определяет сам пишущий.
Большинство деловых бумаг, с которыми знакомятся умственно отсталые учащиеся, относятся к 1-й группе. Их содержание должно отвечать требованиям лаконичности и чёткости. Это, в свою очередь, определяет особенности отбора языковых средств: преимущественное использование слов в прямом значении, использование предложений с прямым порядком слов, отсутствие эмоционально-оценочной, разговорной и просторечной лексики, а также некоторые другие.
Деловые документы составляются обычно по особой форме, причем им свойственны:
1. Предельная ясность и точность речи,
2. Логичность и краткость изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Обучение написанию деловых бумаг носит в основном репродуктивный характер учебной деятельности, который имеет целью усвоение учащимися с умственной отсталостью готовых знаний и образцов деятельности. Соответствующими данному виду деятельности методами обучения являются объяснительно-иллюстрированные, которые предполагают информационный характер передачи знаний учащимся (объяснение, иллюстрация изучаемых процессов конкретными примерами и другими формами наглядности). [6].
Учитель показывает образцы деловых бумаг, объясняет их значение, учащиеся оформляют деловые бумаги по образцу с учителем, затем оформляют индивидуально, самостоятельно, т. к. при использовании объяснительно-иллюстративных методов обучения деятельность ученика осуществляется вслед за деятельностью учителя. Положительно в нем то, что, следя за ходом рассуждения учителя, учащиеся приобретают первый опыт теоретического мышления с последующей практической деятельностью. Знакомя учащихся с той или иной деловой бумагой, следует дать им представление, в каких ситуациях она применяется и какое имеет значение.
Каждый вид деловой бумаги имеет свою установленную форму и учащимся надо её усвоить. Работа в данном случае проводится в следующем порядке.
Сначала школьники знакомятся с образцами изучаемой деловой бумаги, которые предлагает учитель. При этом учителем даются соответствующие пояснения. Например, рассматривая образец заявления, учащиеся должны обратить внимание на расположение его частей: обозначение, куда и кому заявление адресуется, от кого оно подается, изложение сути заявления, подпись. Необходимо отметить, что текст заявления пишется достаточно кратко и ясно: сначала излагается существо дела, а затем уже необходимые детали. Знакомясь с анкетой, учащиеся обращают внимание на характер вписываемых в неё ответов, которые формулируются кратко.
Упражнения в оформлении деловых бумаг следует связывать с жизненными потребностями учащихся. Например, учащиеся пишут заявление о своем желании поступить в техникум, на работу, доверенность в получении почтового перевода и т. д. Подобные мероприятия придают конкретный смысл упражнениям в составлении деловых бумаг и помогают усвоить их практическое значение.
Серьёзное значение в освоении учащимися с умственной отсталостью делового письма приобретает методически грамотно организованная словарная работа. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи учащихся с умственной отсталостью (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным, работа при обучении учащихся деловому письму предполагает реализацию следующих задач работы над словарем.
1. Обогащение словаря.
2. Уточнение значений слов, усвоенных учащимися, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словаря.
На уроках делового письма, где языковой и речевой материал подбирается с учетом обработанности значения слов, главной задачей является уточнение семантического значения слова, введение в активный словарь учащегося. Данные уроки нацелены на уточнение фонетического состава слова, на усвоение его орфографии, на отработку умений сочетать его с другими словами на практике, пользоваться законом взаимодействия значения слова и грамматической формой.
Работая над словами по теме делового письма, можно выполнить ряд словарно-грамматических упражнений (подбор однокоренных слов, антонимов, синонимов, с новым значением предлагая словообразовательные морфемы. Необходимо вновь вводимые слова, уточненные по значению, включать в предложение, неоднократно употреблять в тексте. Эти два вида заданий важны для введения слова в процессе общения, так как именно предложение и текст являются единицами коммуникативного уровня. Эту работу необходимо включать в словарную работу на уроках письма и развития речи не только на уроках делового письма. Так, например, работая на уроках делового письма по теме «Средства связи», необходимо проводить словарную работу над словами: письмо, конверт, адрес, почта, телеграмма, телеграф, почтальон, индекс и т. д.
Техника делового письма учащихся с умственной отсталостью должна быть отработана учителем до автоматизма, т. к. у умственно отсталых детей нарушены все виды памяти, и долго хранить информацию они не могут. Поэтому эта работа должна проводиться последовательно и совместно учителями русского языка, социально-бытовой ориентировки, воспитателями, социальным педагогом, что окажет выпускникам необходимую помощь в дальнейшей социальной адаптации.
Таким образом, уроки делового письма, с одной стороны, способствуют развитию мышления (краткая и точная формулировка мыслей, последовательность их изложения, с другой – направлены на развитие речи (адекватный отбор лексики, правильное построение предложений) учащихся с умственной отсталостью.
Список литературы
1. Аксенова А. К., Ильина С. Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. – М. : Просвещение, 2011. – 335с.
2. Безус С. Н. Деловое письмо как средство расширения лингвистической компетенции учащихся старших классов средней школы//Человек и общество : на рубеже тысячелетий. Междунар. сб. науч. трудов. - Воронеж, 2003. – С. 293-297.
3. Веселов П. В. Аксиомы делового письма, культура делового общения и официальной переписки. – М. : ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 74 с.
4. Громова Н. М. Обучение деловой письменной речи (англ. яз., неязыков. вуз) : Автореф. дис.. канд. пед. наук. – Москва, 1993. – 26 с.
5. Знаменщикова С. К. Формирование навыков делового письма у обучающихся с нарушением интеллекта / В кн. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: инновационные модели и технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 27 марта 2014 года. / ред. С. В. Соловьева. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО "ИРО", 2014. – 334 с.
6. Медведева Н. Е. Практическое пособие по развитию навыков деловой письменной речи. – М. : Либроком, 2010. – 216c.
7. Щерба Л. В. Обучение написанию деловых писем // Научный вестник. – 2006. - С. 13-35.