Елена Саранина
Методические рекомендации «Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е. И. Тихеева
Публикация «Методические рекомендации „Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация предметно-развивающей предметной среды.
Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка
Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте
Поэтому последние года проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится на особый контроль государства. В 2015 году дошкольные учреждения начали работать по федеральным государственным образовательным стандартам.
В ФГОС раскрываются особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Образовательная деятельность с такими детьми должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности детей. Содержание должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в ОУ. Для реализации данной коррекционной работы с учётом ФГОС необходимо создать в группе такую предметно — пространственную среду, которая позволяла бы на ограниченном пространстве групповых помещений разместить большой перечень развивающих «зон» так как среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование.
Учитывая, что у детей с ОВЗ отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже торможению в развитии. Работая над созданием предметно-развивающей среды, группы необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с ОВЗ является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда : стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития.
В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
При успешном освоении программы достигаются следующие интегративные качества ребё нка: - ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Чтобы работа воспитателя и родителей была продуктивной, и давала свои положительные результаты, все должны работать в тендеме. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Установление партнерских отношений с родителями, определение подходов и разработка направлений совместных действий по воспитанию и обучению влияет на результативность коррекционной работы.