Ирина Ларионова
Методические рекомендации по театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по театрализованной деятельности в детском саду.
Составитель: воспитатель МБДОУ Д/С «Тополёк» Ларионова И. А.
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Публикация «Методические рекомендации по театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Лично я подхожу к организации театрализованной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива. В своей работе я использую театрализованные игры разные по своему содержанию: на современную тематику, по сказкам, стихам и т. д. Составляю план работы с детьми по театрализованной деятельности на год.
Специальные занятия я провожу в ходе воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют самостоятельно или с музыкальным руководителем. На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к сценке, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.
На занятиях по развитию речи и ознакомлением с книжной литературой у детей развивается внимание, четкая дикция. Провожу работу над артикуляцией с помощью скороговорок, дети знакомятся с литературным произведением к постановке сценки.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомлю детей с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое внимание уделяю игровой деятельности детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети выступают в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов и т. д. Первые театрализованные игры провожу сама, вовлекая в них детей. Далее в занятиях использую небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в организации. В старших группах я направляю детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании. Стараюсь ежедневно включать театрализованные игры во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
Все игры и упражнения на занятии подбираю таким образом, чтобы удачно сочетались движения, речь, мимика, пантомима в различных вариациях. Свои постановки мы с детьми используем в выступлениях на утренниках и конкурсах.
И пусть наши дети не станут артистами, но если в детстве мы сумеем зажечь в них огонек творчества, то он будет светить им в любом деле, которым они будут заниматься. Обстановка прекрасного всегда создает у ребенка чувство новизны; воспитывает тонкий вкус; вызывает положительные эмоции. Ребенку важно не просто представлять сказку и следить за действиями, но и быть их активным участником, а потому для него значимо, что герои смелые и сильные, т. е. достойные подражания. Чтобы малыш научился творчески мыслить, он должен уметь воспринимать окружающий его мир. Не всегда он способен понять, что перед ним находится именно тот предмет или сказочный персонаж, который участвует и в другой сказке. Лучше всего прибегнуть к методу ассоциации, опираясь на предшествующий опыт знакомства ребенка с произведениями народного творчества.