Марина Мирошниченко
Методические рекомендации по составлению годового плана работы дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Оформляем план работы по правилам ГОСТ 7.0.97-2016. Унифицированной формы нет. Форма написания годового плана может быть различной.
• календарной (разбитой по месяцам,
Публикация «Методические рекомендации по составлению годового плана работы дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• цикличной (содержать определенную цикличность форм работы,
• текстовой (иметь текстовое описание содержания,
• табличной (иметь табличную форму написания,
• блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
1. Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
2. Основное содержание плана;
3. Сроки выполнения запланированных мероприятий;
4. Ответственные за выполнение плана лица.
На учебный год структура и содержание годового плана работы ДОО изменена на период пандемии.
Раздел об анализе работы за прошедший учебный год оформлять не нужно. Не рекомендуется писать к плану пояснительную записку или аналитическую справку.
Структура и содержание годового плана работы ДОО.
Титульный лист: в центральной части листа укажите название документа и полное наименование детского сада, ниже прописывается год и место составления плана, в верхней части грифы: утверждаю и принят. (Может быть «Согласовано» и «Утверждаю»). Годовой план утверждается или согласовывается с органом управления. В ДОУ - это педагогический совет.
После утверждения под подпись ознакомьте с планом всех работников, которые ответственны за его выполнение. Для этого к плану оформляется лист ознакомления. Форма документа не установлена. Составляется самостоятельно.
Содержание. В этом разделе перечисляются название блоков и разделов плана, с указанием номера страниц.
Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).
Цели и задачи деятельности детского сада на предстоящий год.
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год. Формулируйте не более 3 задач.
II раздел годового плана.
Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
В этом разделе планируется система работы с кадрами :
• обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
• подготовка к аттестации и аттестация;
• посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т. д., с целью повышения профессионального мастерства;
• самообразование педагогов.
III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
• Работа творческих групп.
• Подготовка и проведение педагогических советов.
• Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
• Участие в конкурсах и смотрах.
• Консультации;
• Семинары, семинары-практикумы;
• Просмотры открытых мероприятий;
• Мастер-классы;
• Апробация и внедрение инновационных технологий;
• Участие в экспериментальной деятельности
• Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»
IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).
Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников : состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
• В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
• Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями. Сетевое взаимодействие с применением дистанционных технологий.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (дистанционные способы работы, а так же родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т. д.).
• Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);
• Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;
• Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно - пространственной среды, и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ :
1. Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
2. Расписание НОД;
3. Годовой календарный учебный график работы;
4. Режимы дня (холодный и тёплый период);
5. План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);
6. Планирование заседаний ПМПк;
7. План взаимодействия со школой;
8. График прохождения курсов повышения квалификации;
9. График прохождения аттестации педагогами;
10. Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;
11. Перспективные планы работы специалистов;
12. Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
13. Программа опытно – экспериментальной работы;
14. План работы творческой или рабочей группы;
15. План работы родительского комитета, Управляющего совета;
16. План взаимодействия с семьями воспитанников;
17. План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;
18. Перспективный план праздников, развлечений;
19. Перспективный план спортивных мероприятий;
20. План работы по месяцам на текущий год;
21. План летне-оздоровительной работы;
22. Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Для реализации запланированных мероприятий разрабатывается контрольный лист, который прикладывается к плану работы.
Внести в план изменения, если необходимо поможет корректировочный лист. В нем приводятся все необходимые поправки, ставится дата их утверждения и причина актуализации. Новую редакцию плана оформляем, когда необходимо заменить больше половины его содержания. В остальных случаях принимать новую редакцию не нужно.
Годовой план работы ДОО размещается на официальном сайте в сети Интернет дошкольной организации.
ПРИМЕР
Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
• совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
• коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
• педагогические советы и т. д. ;
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
• виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников :
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
• события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т. д.
V раздел. Взаимодействие с родителями:
• Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
• Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня, рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
• Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т. ч. вечера вопросов и ответов, праздники, экскурсии, проектная деятельность.
• Совместная деятельность детей - педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т. д.)
• Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
• Материально-техническое обеспечение
• Улучшение условий труда сотрудников
• Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников
VII раздел. Работа методического кабинета
• Повышение квалификации педагогов
• Подготовка к аттестации, аттестация
• Годовой круг родительских собраний-встреч
• Изучение педагогической и психологической литературы
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
• Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
• Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
• Совместная деятельность взрослых и детей
Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В. Г. Алямовскя) :
• Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
• Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
• Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
• Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
• Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
• Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
• Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
• Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
• Логику построения плана;
• Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
• Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
• Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
• Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).