Щеглак Анжела Анатольевна-
Методические рекомендации по работе с детьми с неадекватной самооценкой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Методические рекомендации по работе с детьми, имеющими неадекватную самооценку.
МДОУ «ЦРР – д/с № 102» г. Магнитогорска
Воспитатель: Щеглак А. А.
1. Введение
Многие годы дошкольное образование в основном было ориентировано на познавательное развитие детей, но кроме овладения и формирования знаний, умений и навыков, не менее важным является становление базовых основ личности: самооценки и «образа Я». Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастная собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Эти представления могут быть точными и верными, а могут быть и ошибочными.
Публикация «Методические рекомендации по работе с детьми с неадекватной самооценкой» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
2. Понятие самооценки.
Одной из центральных задач развития личности в дошкольном возрасте является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения человека (поведения человека в обществе). Ребенок сравнивает себя с другими, проверяет границы своих возможностей и способностей. Постепенно у него складывается представление о себе, чертах своего характера, на основе чего он строит свою деятельность и отношения с окружающими. Самооценка является генеральным звеном произвольной саморегуляции собственного поведения.
3. Особенности самооценки у детей дошкольного возраста
М. И. Лисина делит самооценку на : высокую, низкую, завышенную, заниженную. Л. И. Божович и Р. Б. Стеркина рассматривают три уровня самооценки :
- Заниженная – наблюдается постоянная тревожность, страх негативного мнения о себе, обостренная чувствительность, которая заставляет человека прекращать общение с другими людьми.
- Завышенная – человек переоценивает себя даже в таких ситуациях, которые не дают для этого никакого повода.
- Адекватная – эмоциональное благополучие, успешность в разных
видах деятельности и поведения старшего дошкольника.
Дадим краткую характеристику особенностей завышенной и заниженной самооценке. Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. В поведении это может выражаться в эгоцентризме, высокомерном отношении к другим людям. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных.
4. Развитие самооценки у дошкольников через игровую деятельность.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Игровые ситуации – один из методов активного обучения детей, реализация которого происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста можно предложить проведение небольших игр, в которых участие детей должно быть добровольным. Детей нужно заинтересовать, увлечь, но, ни в коем случае не заставлять. Очевидно, что игровая терапия является методом такого психокоррекционного воздействия, направленный на развитие эмоционально-личностной сферы детей. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры, следующие:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в игровых условиях.
2. Изменение внутренней позиции ребенка.
3. Формирование реальных межличностных отношений между ребенком и сверстниками.
4. Организация поэтапной отработки в игре адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях.
5. Формирование способности ребенка произвольной регуляции деятельности.
Психологическая коррекция с помощью игротерапии направлена, прежде всего, на преодоление неуверенности ребенка, преодоление тревоги, беспокойства, страхов, девиантных форм поведения. Работа по преодолению неадекватной самооценки ребенка может осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
— обучение старшего дошкольника приемам и методам овладения своим волнением;
— расширение функциональных возможностей старшего дошкольника;
— перестройка особенностей личности старшего дошкольника, прежде всего, его самооценки и мотивации. Утоним, как вести себя с ребенком, у которого есть проблемы с самооценкой. В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с низким уровнем самооценки :
- Не предъявлять к ребенку завышенных требований;
- Не использовать слова, унижающий достоинство человека, т. е. оценивать результат деятельности, а не личность;
- Вовлекать детей в коллективную работу;
- При совместных мероприятиях поручать небольшие, но ответственные задания;
Рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми с высоким уровнем самооценки. При организации совместных мероприятий включать детей в групповую работу;
- Учить слушать других;
- Воспитывать чувство сопереживания;
- Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты;
- Аргументировать оценки.
Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки детей дошкольного возраста в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений у воспитанников. Очень важным является обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное, – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Кроме релаксационных игр, очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, рисование красками пальцами, ладошками. Чтобы деятельность воспитателя приносила положительные результаты, необходимо следовать следующим правилам:
- в воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций, только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
- недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников, как раз наоборот – выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же – формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
- педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д., при помощи которых возможно решать задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена.
- опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий, заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
- воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности, а положительность предвосхищающая оценка, авансируют будущие положительные сдвиги, проектируют хорошее поведение, что оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Возможность оценить себя положительно детям дают:
- игра;
- разнообразные действия с предметами;
- исследование и экспериментирование;
- слушание музыки и сказок;
- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;
- возможность задавать вопросы и делать выбор.
В процессе усвоения ребенком в ходе игры определенных норм и ценностей у него происходит изменение отношения к себе как к личности под воздействием оценочных суждений других людей.
5. Заключение
Итак, самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки уже в дошкольном возрасте. Самооценка детей характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в собственном поведении, в образовательном процессе, а также в социальной адаптации ребёнка. Современный подход к проблеме психокоррекции неадекватной самооценки в дошкольном возрасте позволяет использовать игру как метод развития личностного самосознания на основе коммуникативной деятельности, именно игра позволит детям самоутвердиться, а также раскрыть и реализовать свои способности и потребности, сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе и
своим сверстникам, научиться оценивать результаты своих действий и
поступков.
Список использованной литературы:
1. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка. [Текст] / К. Аспер;
[пер. Ю. Данко]. – Москва: Добросвет: КДУ, 2008. – 365 с.
2. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М. Педагогическое общество России – 2004.
3. Тарасов, Е. А. Как повысить самооценку и достичь успеха [Текст]
: 25 тестов и правил / Евгений Тарасов. – М. : Эксмо, 2012. – 125 с.
4. Уманец Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20 – 21.
5. Урунтаева Г. А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб. пособ. - М., 1998.