Папки-передвижки

Методические рекомендации по применению и организации игр по ТРИЗ технологии

Виктория Парафиенко
Методические рекомендации по применению и организации игр по ТРИЗ технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей

«Мы должны воспитывать так, чтобы ребёнок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряжённая, утомительная работа окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца».

Сухомлинский В. А.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Публикация «Методические рекомендации по применению и организации игр по ТРИЗ технологии» размещена в разделах

Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Эти личностные качества отмечены в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач

Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.

ТРИЗ технологию называют РТВ (развитие творческого воображения). Все занятия и игры, упражнения предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. ТРИЗовские игры учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимы формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает воспитатель, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. В нашем дошкольном учреждении технология ТРИЗ включена в образовательную программу и реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Используя во взаимодействии с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставляем ребенку право выбора.

Принцип открытости —предоставляем ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание включаем практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель регулярно контролирует процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребёнка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т. е. учёт возрастного и индивидуального подходов.

Сегодня я остановилась на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими

Каждая образовательная деятельность с использованием ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не дает детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, он учит ее находить.

Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:

На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например : как можно использовать предмет –стул, шляпу?

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например : «Хорошо-плохо».

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, недочитанная сказка «Лиса и журавль» : как Журавлю проучить Лису? Что придумать Журавлю, чтобы и стол был накрыт, и Лиса ничего бы не съела?

Или как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.

Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов, на которых мы остановимся немного позже.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.

В работе по тризовским технологиям используем различные методы и приемы.

Один из методов - Синектика, то есть, аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации; например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить, образ муравья, ползущего по асфальту и т. д. и рассказать, о чем они думают в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание

«Добавь словечко»

Яркое, теплое (Что)– солнце

Снег, мороженое (Что делают) – тают

Звенит, бежит (Что) — ручей

Затем познакомили детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

Очень интересно проходит игра «Цепочка слов» - зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный, сильный, а кто может быть ещё сильным?

Еще один метод - Мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерям.

Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того, поощряются самые неожиданные необычные предложения и выбираются самые приемлемые.

Метод Робинзона, используемый нами, формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Пример "Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем- нибудь тяжелым прижимать.

Взаимодействуя с детьми, используем различные игры и игровые упражнения:

Игры на нахождение причины события:

«Почему это произошло?», где необходимо назвать как можно больше причин для каждой ситуации.

Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы, потому что…

Также большой популярностью у детей пользуется упражнение на объяснение образных сравнений.

Необходимо объяснить, что это значит:

Человек, как стена.

Машина, как игрушка.

Трава, как шелк.

И т. д.

Все эти игры очень нравятся детям и способствуют развитию не только творческого мышления, но и формируют у детей умение связно и грамотно излагать свои мысли, обогащают словарный запас.

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решили попробовать применить ТРИЗ и в творческом рассказывании, используя различные варианты работы со сказкой.

Например, «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например : Красная шапочка злая, а волк – добрый.

Следующий вариант - «Что было потом» : здесь дети продолжают сказку, придумывая дальнейшие действия героев.

Используем также вариант «Перевирание сказки». Например : жил был поросёнок Наф-Наф. ( Дети: не один поросёнок, а три). Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича (не они, а их брат Наф-Наф) и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Следующее игровое упражнение «Сказка в заданном ключе». При помощи этого упражнения открываем для детей сказку в другом времени, месте действия. Например : жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?

Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно по - другому.

Также предлагаю детям сочинить сказку по заданному началу. Например, в преддверии Нового года, предложили детям придумать сказку про Деда Мороза по заданному началу: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки и вдруг…. Как вы думаете, что могло случиться?» Дети придумывали свои варианты приключений Деда Мороза. Вариант сказки про Деда Мороза был записан, оформлен детскими иллюстрациями. Получилась вот такая книжка.

Предлагаемые ТРИЗовские игры и упражнения используются в процессе организованной образовательной деятельности как ее часть.

Также в совместной деятельности педагога с детьми при проведении различных режимных моментов: в утренние, вечерние часы, на прогулке. Например, воспитатель обращается к детям: «Давайте оживим дерево: Что оно может нам рассказать?».

Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?» и в игровой деятельности.

Предлагаю вашему вниманию несколько сюжетов с использованием ТРИЗовских игр в режимных моментах.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи, их увлеченности Тризовским технологиями. Родителям были предложены буклеты «Игры на развитие творческого воображения». Дети стали рассказывать, что они дома играют в эти игры, сочиняют сказки. Предложила родителям записывать сказки, рисовать вместе с детьми иллюстрации к ним.

Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

- активизации познавательной деятельности детей;

- созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;

-формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

-развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эта технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к организации и руководству подвижными играми Методические рекомендации к организации и руководству подвижными играми. К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают.

Методические рекомендации по организации игротек математического содержания В условиях детского сада дети охотно играют в игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные.

Методические рекомендации по организации музея в ДОУМетодические рекомендации по организации музея в ДОУ Музей в детском саду не только приобщение детей-дошкольников к культурно-историческому наследию своей страны, но и живое развивающее пространство,.

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с ЗПР В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении детей с задержкой психического развития в инклюзивном пространстве,.

Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления Методические рекомендации по применению комплекса игр на развитие логического мышления *рассматриваем на примере введения игры «Клад» Этапы.

Методические рекомендации по применению логопедической ритмики в работе с умственно отсталыми детьми Шурховецкая Оксана Сергеевна – воспитатель, ГКСУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр детей-инвалидов «Доверие» г. Волгоград.

Методические рекомендации по применению различных приёмов с лицами с нарушением зрения При проведении коррекционных занятий с детьми имеющими нарушение зрения используются методы наглядности, практические методы и словесные.

Методические рекомендации по применению социоигровой технологии в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Методические рекомендации по применению.

Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с ЗПР Технические средства обучения активизируют процесс обучения и обеспечивают наглядную конкретизацию изучаемого материала в форме наиболее.

Методические рекомендации по организации прогулки Методические рекомендации по организации прогулки Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов: • Наблюдение; • двигательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по применению и организации игр по ТРИЗ технологии
Опубликовано: 27 сентября 2019 в 08:32
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по применению и организации игр по ТРИЗ технологии» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Парафиенко (УИ 1114480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД