никонова ирина
Методические рекомендации по применению различных приёмов с лицами с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
При проведении коррекционных занятий с детьми имеющими нарушение зрения используются методы наглядности, практические методы и словесные. Применяя различные приёмы в своей работе необходимо использовать следующие рекомендации :
-максимально учитывать индивидуальные особенности личности, состояния здоровья, настроения, уровня подготовленности;
-в процессе восприятия материала следует задействовать по мере возможности разные органы чувств;
Темочки:
-дидактический материал должен соответствовать зрительным возможностям учащихся: соответствовать требованиям зрительных нагрузок, без бликующего эффекта, способы предъявления материала должны быть дифференцированы;
-наглядный материал должен быть реалистичным и эстетически оформленным;
-по мере необходимости использовать приём «фрагментирования»;
-размер демонстрационных пособий должен быть доступен для восприятия каждым ребёнком, кроме того, он должен обладать хорошими изобразительными характеристиками (яркостью, контрастностью, чётким контуром);
-материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. ;
-при проведении занятий с детьми, имеющими нарушения зрения необходимо создавать условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности;
-размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по-отдельности. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания;
-рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика, включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз;
-педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание; следует не торопить их с ответом, а наоборот, дать 1—2 минуты на обдумывание;
-старайтесь словесное описание действий, предметов и ситуаций сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь;
-в связи с тем, что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных); некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.