МААМ-картинки

Методические рекомендации по основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы

нина халитова
Методические рекомендации по основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание программы обучения и воспитания детей, имеющих те или иные ограничения в здоровье, должно строиться с учетом следующего алгоритма:

*определить задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми по данному разделу на каждый год пребывания ребенка в детском учреждении;

* сформулировать задачи обучения и воспитания детей на каждый квартал учебного года;

*предложить темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по данному разделу;

Публикация «Методические рекомендации по основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы» размещена в разделах

*определить возрастные показатели потенциальных возможностей и достижений ребенка по всем годам обучения в каждом из разделов, представленных в программе.

В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

В связи с тем, что развитие ребенка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребенок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает типологически однородные ситуации, привнося в них свой новый жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы, воспитательный процесс также должен быть направлен на все более углубляющуюся проработку ситуаций социализации, дополняя и обогащая их новыми задачами, целями и способами деятельности.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования сотрудничества ребенка и взрослого. Среди этих условий можно выделить следующее:

* эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

*правильное определение способов постановки перед ребенком образовательных и воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные его возможности;

*подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребенка.

На начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности педагогом или специально подготовленным взрослым.

В целом, все содержание работы в дошкольных образовательных организациях нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге, на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения физического и умственного развития.

1. Дети с нарушениями интеллектуального развития

* Чем меньше внешних стимулов тем лучше

* Если ребенок непоседлив, посадите его с тем, кто крупнее и загораживает проход. Можно давать задание, которые позволяют передвигаться по комнате (раздать карандаши, собрать работы)

*Всегда ищите добровольцев, которые помогли бы вам в группе. Это могут быть родители или студенты педагогических вузов, бабушки и социальные работники. Волонтеры могут поработать с ребенком индивидуально или почитать детям книжку, пока вы осуществляете индивидуальную работу.

*Дети с недостатками интеллектуального развития нуждаются в индивидуальной работе с ними в обязательном порядке, даже по нескольку минут в день. Это можно делать, пока другие дети играют или выполняют свое задание.

* Используйте демонстрации вместо словесных инструкций

* Используйте простые предложения и сопровождайте инструкции, жестами или картинками. *Используйте предметы вместо картинок, когда это возможно.

* Устанавливайте связи между учебным материалом и реальной жизнью (например, изучение счета - «Игра в магазин»).

*Не давайте нового задания, пока не закончено предыдущее.

* Разделите задание на части, «пройдитесь» по плану его выполнения. Используйте предметно-инструкционную карту или графическое изображение последовательности работы. Предметно-инструкционные карты представляют собой листы бумаги (таблицы, на каждом из которых прикреплено незаконченное изделие после выполнения очередной операции.

*Начните с легкого и постепенно усложняйте задания. Не получается у ребенка – вернитесь к легкому (например : найди кружок среди 2-х, затем 3 –х фигур; закрась круг, соедини точки, чтоб получился круг, скопируй круг, нарисуй круг).

*Хвалите в случае успеха. Поощряйте во время работы. Ободряйте в случае неудачи.

* Дайте возможность практиковать усвоенный навык, но не переусердствуйте, двигайтесь дальше.

* «Перенос» знаний и навыков у таких детей затруднен – практикуйте их с разными материалами и в разной обстановке (та же игра в магазин закрепляет счет и знания об овощах и фруктах, одежде, обуви и т. д.). Ребенок с интеллектуальными нарушениями не может обобщать усвоенное, один и тот же навык необходимо отрабатывать на разных материалах (например, счет нужно практиковать на разных объектах).

* Повторяйте пройденное. Постоянно.

Изучение нового понятия проводятся в следующей последовательности:

* Наблюдения за действиями учителя, который показывает изучаемый объект, выявление его свойств (величина, форма и т. д.).

* Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.

* Нахождение в окружающей действительности аналогичных предметах с изучаемыми свойствами.

*Закрепление материала в графических работах : рисование, обводка по шаблону, штриховка, раскрашивание, черчение.

*Закрепление материала во внеурочное время (вовремя приема пищи, прогулки, игры).

*Используйте дидактические игры, связанные с активным движением: хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д.

*При ответе – дайте больше времени подумать (спросите пока другого ребенка)

*Используйте метод «ребенок – ребенку».

* Включайте ребенка в работу малых групп.

* Игнорируйте плохое поведение, если оно направлено на то, чтобы привлечь внимание. Хвалите за хорошее поведение.

Дети с нарушениями слуха

*Ребенок должен находиться как можно ближе к педагогу (не далее 3-х метров).

* Педагог всегда должен находиться лицом к ребенку.

*Убедитесь, что вы не закрываете лицо книгой при чтении или не говорите, повернувшись к ребенку спиной (боком)

*Освещение должно быть достаточным, чтобы ребенок видел ваше лицо, губы или руки

*Дети с нарушениями слуха усваивают инструкции лучше, если видят, как другие дети взаимодействуют с педагогом. Когда дети видят лица друг друга, это помогает им слушать и понимать

*Важно следить за тем, чтобы слабослышащий ребенок быстро отыскивал говорящего в данный момент и быстро переводил взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для ребенка. Для этого важно как можно чаще контролировать ребенка со сниженным слухом в разных формах, например : "Повтори, что я сказала", "Повтори, о чем рассказала Жибек", "Что сказал Саша?", "Продолжи, пожалуйста" и т. п. Привлекайте внимание детей еще до того, как начнете говорить.

*Используйте наглядные пособия – картинки, предметы, ключевые слова – в качестве вступления к занятию.

*Сведите к минимуму посторонние шумы.

* Говорите громко и четко, но не кричите.

Используйте простые предложения и сопровождайте инструкции жестами или картинками.

* Проверяйте, понял ли ребенок задание перед тем, как он начнет его выполнять.

* Проверяйте, понял ли ребенок новый материал. Любой педагог может одним-двумя вопросами выяснить, понял ли ребенок самое главное в теме или те детали, без усвоения которых нельзя двигаться дальше. Но при этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть поняты (восприняты) ребенком. Чтобы проверить это, следует требовать от него повторения вслух заданного вопроса.

* Помните, что похвала развивает в детях уверенность в своих силах, вызывает положительное отношение к работе, желание довести ее до конца, преодолеть возникающие затруднения.

Дети с нарушениями зрения

* Найдите место, с которого ребенок лучше видит доску, стенд, педагога.

* Если ребенок чувствителен к свету, то посадите его вне прямого освещения, или разрешите носить кепку с козырьком или использовать картонку для затенения учебных материалов.

*Убедитесь, что ребенок знает расположение группы, ее частей, уголков, может найти путь к своему месту.

* Не меняйте обстановку и место ребенка, особенно на первых порах, пока он не освоит помещение и не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.

*Помощник незаменим для детей с нарушением зрения во время перехода из одного помещения в другое, или на прогулке. Зрячий всегда должен идти немного впереди слепого или слабовидящего ребенка, который тогда сможет заранее почувствовать изменение движения зрячего. Для облегчения движения, ребенок должен взяться повыше локтя сопровождающего, младшие дети, прогуливаясь со взрослыми, могут держаться за запястье взрослого так, чтобы большой палец руки находился на внешней стороне, а пальцы - на внутренней стороне руки взрослого.

*Говорите, что изображено на наглядных пособиях (например, «слева нарисован дом» или «вверху – небо, солнышко, а внизу - лес»).

* Показ художественных и мультипликационных фильмов следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев. Это непросто, поэтому лучше, если пояснения дает педагог или воспитатель, так как для понимания содержания показываемого сюжета важно, например, выражение лица или движение руки, на что дети не всегда могут обратить внимание

*Расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.

*Снизьте до минимума или устраните посторонние шумы, чтобы дети могли полностью сосредоточиться на речи воспитателя и не отвлекаться на посторонние звуки.

*Дайте детям ощутить наглядные пособия (муляжи, фигуры из фланели, наждачной бумаги, проволоки). Опора на осязание играет огромную роль в обучении детей с недостатками зрения.

* По возможности используйте лупы.

*Называйте того кто говорит или кто зашел в группу, чтобы ребенок знал, что происходит.

* Опека не должна быть чрезмерной, поскольку она может подавлять активность детей с нарушением зрения, а также формировать у них такие негативные личностные особенности, как безынициативность и эгоизм.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

*Подготовьте детей к приходу ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Хорошо бы принести в группу куклу с забинтованной рукой или ногой, объяснить, что она многого не может делать (самостоятельно есть, раздеваться, стелить свою кроватку, но зато может другое: хорошо петь, знать много стихов и сказок). Включите детей в игру по оказанию помощи кукле.

* Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются повышенной утомляемостью. Делайте частые физкультпаузы, меняйте вид деятельности.

* Развивайте двигательные навыки поэтапно. На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать предметы, соразмеряя свои двигательные усилия в зависимости от их размера, веса, формы. Затем следует обучать таким действиям, как: включить, выключить и переключить телевизор, приемник, свет т. д.

* При обучении самостоятельному приему пищи используйте небьющуюся посуду.

*При обучении одеванию/раздеванию навыки отрабатываются сначала на кукле (большой, а затем переносятся на ребенка.

*При формировании каждой новой схемы двигательного действия необходимо добиваться от ребенка четкости выполнения, свободы движения, плавности переключения с одного действия на другие и целенаправленного увеличения или уменьшения амплитуды движений.

*Если у ребенка неясная речь, разработайте альтернативные средства коммуникации, например, с помощью рисунков или нарисованных значков. Они могут быть расположены вместе на доске, и ребенок может указывать на рисунок для того, чтобы передать свою мысль.

* Попросите его сверстников взаимодействовать с ребенком, так как дети обычно находят свой путь общения.

* Пусть ребенок присоединяется к ответам на вопросы, но оставьте для него дополнительное время, как для устного ответа, так и для работы с карточками.

*Посадите рядом с учеником, который будет помогать в работе.

* Используйте предметы, наглядность при объяснении темы.

* Привяжите карандаш к парте, чтобы он всегда был под рукой.

* Облегчите захват карандаша при помощи изоленты, пенопласта, пластилина.

* Назначьте «ответственного» за передвижения ребенка. Меняйте их регулярно.

* Облегчите доступ к столу, убедитесь, что ребенок может свободно передвигаться по группе.

*Обеспечьте ребенка столом с высокой крышкой или доской, которую он может положить на ручки кресла.

*Используйте крупные предметы, чтобы облегчить захват.

*Узнайте у родителей, какое положение способствует релаксации, снижению или повышению тонуса мышц.

*Полезно включать в занятия, а также рекомендовать родителям для выполнения дома следующие виды упражнений:

*разгладить лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот;

* постучать по столу расслабленной кистью правой (левой) руки;

*повернуть правую руку на ребро, согнуть пальцы в кулак, выпрямить, положить руку на ладонь; сделать то же левой рукой;

*руки полусогнуты, опора на локти – встряхивание по очереди кистями ("звонок");

*руки перед собой, опора на предплечья, по очереди смена положения кистей, правой и левой (согнуть-разогнуть, повернуть ладонью к лицу – к столу);

* фиксировать левой рукой правое запястье – поглаживать ладонью правой руки, постучать ладонью по столу и т. п.

*Обратите внимание на формирование противопоставления первого пальца всем остальным; на свободное сгибание и разгибание пальцев рук без движений кисти и предплечья, которыми они часто замещаются.

*Для этого рекомендуется применять следующие задания :

* сжать пальцы правой руки в кулак – выпрямить;

* согнуть пальцы одновременно и поочередно;

* противопоставить первому пальцу все остальные поочередно;

*постучать каждым пальцем по столу под счет "один, один-два, один-два-три";

* отвести и привести пальцы, согнуть и разогнуть с усилием ("кошка выпустила коготки");

* многократно сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь концевой фалангой первого пальца остальных ("сыпать зерно для птиц").

*Учите детей складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу. Все эти упражнения хороши и для обычных детей.

Если вы внимательно прочтете все рекомендации, то наверняка заметите, что практически все из них универсальны и могут применяться как к детям с нарушениями в развитии, так и к обычным детям. Любой ребенок выиграет от использования наглядных и практических методов, от работы в малой группе, от четких и простых инструкций. Инклюзия – это, прежде всего, желание. Желание изменить и измениться. А все остальное – приложится.

Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных занятиях для детей с ОВЗ» Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Методические рекомендации «Особенности содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы» Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку с ОВЗ в ближайшее время,.

Рекомендации для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по ФЭМП по основным темам учебного годаРекомендации для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по ФЭМП по основным темам учебного года Подборка рекомендаций для родителей воспитанников седьмого года жизни по формированию элементарных математических представлений по основным.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы
Опубликовано: 10 января 2024 в 15:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации по основным направлениям и задачам коррекционно-педагогической работы» (включая файлы) размещена пользователем нина халитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД