Ирина Андреева
Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по организации ОД (занятия)
с учетом ФГОС ДО.
Образование ( в широком смысле слова: воспитание, обучение и развитие) в ДОУ на занятии и в режимных моментах строится на основе деятельностного подхода.
Что это значит? Это значит, что знание добывается ребенком через деятельность или действие.
Выдержка из ФГОС ДО : ребенок проживает дошкольное детство в различных видах детской деятельности:
- игровой;
- двигательной;
- конструктивной;
- изодеятельности;
- музыкальной;
Публикация «Методические рекомендации по организации ОД (занятия) с учетом ФГОС ДО» размещена в разделах
- познавательно-исследовательской;
- проектной и др.
Образовательная деятельность как любая другая деятельность имеет общую для всех видов структуру.
Структура образовательной деятельности:
(условно в структуре можно выделить три блока) :
-подготовка к действию;
-само действие (деятельность);
-итог (оценка результатов)
- создание проблемной ситуации;
- целевая установка (совместное с воспитателем или самостоятельное определение детьми цели);
- мотивирование к деятельности;
- проектирование решений проблемной ситуации (результата);
- выполнение действий (заданий);
- анализ результатов;
- подведение итогов.
Способы вовлечения в деятельность
- что-то внести (большой яркий мяч, шар.);
- что-то убрать (например, все куклы; машины);
- кто-то приходит (персонаж; игрушка);
- звуковой сигнал (шум, треск, стук, свист и т. д.);
- делать что-то неожиданное, необычное (попросить детей отойти, не мешать);
- накрыть что-то тканью и сохранять интригу (расскажу после зарядки, на занятии);
- предложить родителям одеть детей в «один цвет» или иметь детали одежды одного цвета (оранжевый, как морковь);
- специально организованная проблемная ситуация (мел-сахар; мыло-камушек);
- воспитателю нужна помощь (помощники-консультанты);
- начать деятельность с помощником воспитателя (играть в шашки, шахматы).
Решение проблемной ситуации
(проектирование результата) :
- принимаются любые ответы детей;
- обсуждаются различные варианты;
- предлагается что-то сделать на выбор;
- опираемся на личный опыт детей;
- предложить в качестве помощников персонажей…
Выполнение действия (задания).
В процессе деятельности воспитатель спрашивает: А зачем ты это делаешь, для чего?
Если ребенок что-то делает не так, дать возможность самому понять, что именно не так и почему?
Анализ результатов:
Не спрашивать: Вам понравилось? Что мы сегодня на занятии делали? (пример с ромашкой, которую «разорвали»).
Спросить: Зачем Вы все это сделали? А ты, … для чего это сделал? Как это можно использовать?. Что ты об этом думаешь?
- в форме выставки работ; коллективной работы и т. д.
Подведение итогов:
- определенная похвала или оценка за результат;
- оценка того, как делал; как стремился сделать;
- самооценка Солнце (+); Туча (-) и т. д.
Характеристика организованной ОД
1) Предлагать интересную мотивацию деятельности (на интересах современных детей);
2) Учить ставить цель и находить пути и средства ее достижения;
3) Формировать умение контроля и самоконтроля; оценки и самооценки;
4) Соблюдать позицию «взрослый – партнер»;
5) Предлагать полилог (скажи всем нам; скажи детям)
6) Соблюдать свободное общение, перемещение по группе (разрешено подойти, отойти ото всех, спросить)
7) Применять «круглый стол» (обсуждение на равных)
8) Задумывать результат так, чтобы получилось что-то, что можно использовать многократно; по-разному, полезно для других (например, Правила поведения в лесу);
9) Допускать открытый конец ОД (разрешается закончить позже, т. к. каждый ребенок работает в своем темпе, но сделать вывод для себя – почему не успевает, возможна индивидуальная работа вне занятия);
10) Допускается свободное посещение занятия ребенком (но, педагог должен заинтересовать, включить в деятельность)