Оксана Пересадина
Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации
▼ Скачать +Заказ
Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного, художественно-эстетического воспитания в рамках культурно-деятельностного подхода, касающиеся аспектов экологического образования детей дошкольного возраста с учётом
природных особенностей своего региона.
Публикация «Экологическая тропинка детского сада, Методические рекомендации по организации» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Организация, оформление и содержание работы
Функции экологической тропинки:
познавательная,
эстетическая,
оздоровительная.
Типы экологических тропинок:
на территории дошкольного учреждения;
природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер и т. п.).
Критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки:
включение в неё как можно больше разнообразных и привлекательных внимания ребёнка объектов.
В качестве таких объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы, мхи, грибы, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты (лес, луг, клумбы, отдельно цветущие растения, места скопления насекомых, небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни и т. п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере
вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоёмов за пределами детского сада.
Цель
экологической тропинки:
взаимосвязь трёх компонентов обучения, воспитания, отдыха.
Задачи:
Образовательные
Выявление причинно-следственных связей во взаимодействии природы и человека.
Развивающие
Расширение естественнонаучного кругозора детей.
Воспитательные
Воспитание у посетителей ЭТ любви к природе, заинтересованности в её сохранении, личной ответственности каждого
за её судьбу.
Этапы создания экологической тропинки
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружков. Для малышей в кружочках можно нарисовать крупные рисунки (бабочка, дерево, птичка, цветок) и соединить все эти рисунки линией – дорожкой по которой они идут от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.
4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
6. Составление рекомендаций по использованию
объектов тропинки для работы с детьми.
Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений
Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки»
сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Волшебницу Флору и т. п.) Его можно изобразить на всех
табличках маршрута. Это персонаж может посылать детям письма-задания.
Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках
должна быть краткой и выразительной.
К организации экологической тропинки рекомендуется подходить творчески, оформляя все таблички и карточки красочно и с учетом пожеланий детей.
Оформление материалов для работы с детьми
Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту- схему тропинки с указанием изучаемых объектов, здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки (желательно сделанные в разное время года, и приводится необходимая для педагога информация.
Пример плана описания точки:
Биологические особенности
Где растёт
Название и его происхождение
Использование:
- для пищевых целей
- в медицинских целей
- использование в косметике
- другие варианты использования
Народные приметы
Стихи и загадки.
Заключение
Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с участием хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.