Светлана Волостных
Методические рекомендации для воспитателей «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста.
Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода, исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно – развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр – экспериментов. Необходимо сделать подбор игр – экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Основные вопросы, намеченные для проработки – подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию.
В ходе работы выявилось, что в методической литературе очень мало материала в помощь педагогу для организации и проведения элементарной исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте. Возникла необходимость в проработке имеющейся литературы, в частности О. Дыбина «Неизведанное рядом», Т. Воинский «Ребёнок, который ведёт за руку учителя», Л. Дерягина «Пускаем кораблики», Е. Янушко «Будь, что будет» и другого материала, его переработке и составлении перспективного планирования исследовательско-экспериментальной деятельности младших дошкольников. Были разработаны карточки – конспекты игр - экспериментов с использованием художественного слова и соответственно составлена картотека. Была организованна предметно-развивающая среда:«Уголок экспериментирования», подобранны материалы для игр – экспериментов. Использовалась часть материалов и оборудования, находящихся на хранении в первой младшей группе.
Почему в работе я использовала художественное слово? Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью детей, использование художественного слова считаю верным и оправданным. Считаю, что играя, слушая сказку, стихотворение маленький ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент. Был составлен план работы «Мыльные пузырьки», включающий в себя по два занятия в месяц. Дети с нетерпением ждали нового занятия по экспериментированию, радовались новой возможности, что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Младшие дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы, затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т. к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности. Дети сами находили и узнавали истину, ведь в эксперименте участвовали они тоже сами (можно было смешать краски, бросить льдинку в воду, взбить пенный замок). Выводы даются нам ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем мы все вместе повторяем, что же предполагали и, что получилось.
К проведению игр – экспериментов привлекаются родители. Было предложено провести родителям с детьми дома опыт «Тает льдинка» после занятия кружка на эту тему. Хотелось, чтобы дети поделились с мамой и папой своими новыми открытиями. В помощь родителям предлагается консультация «Вместе интересно». Прочитав её родители могли узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. В консультации «Приглашение к игре» мамы и папы узнают, какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков.